Сегодня контрольно-дисциплинарный комитет (КДК) при Российском футбольном союзе рассмотрит претензии футболиста Дмитрия Сычева к ФК «Спартак». История с
бегством Сычева стала своего рода прецедентом, после которого известные всем болельщикам люди впервые открыто признали наличие в футбольном бизнесе таких понятий, как «авторитеты» и «крыши». В своем недавнем телевизионном интервью программе «Вести» наставник, а в недавнем прошлом и президент «Спартака» Олег Романцев был вынужден упомянуть «так называемые «крыши»... готовые идти навстречу», фактически признав роль, которую играют «авторитетные граждане» в современном российском футболе.
Занятно, что именно по «делу Сычева» некоторые столичные газеты даже конкретно указали, кто за ним может стоять, -- некогда одна из самых мощных в центральном регионе «подольская» группировка. Будто ее видных деятелей не раз видели в компании футболиста, и они же якобы
увозили его из больницы во время «бегства из «Спартака». Так это было на самом деле или нет, пока никто не подтверждал и не опровергал. Но, по мнению наших источников как в спортивных кругах, так и в спецслужбах, ничего удивительного в таком варианте в принципе нет. И убедиться в том, что нравы в мире профессионального футбола, мягко говоря, далеки от принципов олимпизма, и ситуацию там диктуют полуолигархические, полууголовные законы, не так уж и сложно. С одной стороны, признаки этого уже давно проявлялись в получивших огласку скандалах, с другой -- сами спортсмены и «обслуживающие» их сотрудники в частных беседах секрета из этого не делали.
Одним из самых характерных примеров «настоящей футбольной жизни» стала нашумевшая в свое время история с борьбой за право руководства, вернее, обладания акциями Профессионального футбольного клуба (ПФК) ЦСКА. Касалась она не собственно футбольной команды, а нескольких вещевых рынков, которые -- так уж исторически сложилось -- являлись «приятным» к ней «довеском». Но поскольку рынки служили главным источником финансирования команды, эпопея не могла не отразиться на собственно футбольной жизни. В конце 90-х годов некоторые акционеры ПФК заговорили о давлении на них со стороны «неких сил», причем один из совладельцев клуба даже публично заявил, что его пытался «уговорить» продать свои акции сотрудник ФСБ. Потом свое место был вынужден оставить бывший глава совета директоров ПФК Андрей Трубицин, причем одновременно на него завели уголовное дело об отмывании десятков миллионов долларов -- вырученных как раз с вещевых рынков. Г-н Трубицин несколько месяцев просидел под арестом, а уже недавно уголовное дело против него и вообще по работе ПФК прекратили -- было решено, что законов бывшие руководители клуба не нарушали.
Уже этим летом в скандальную историю угодил президент футбольного клуба «Динамо-Махачкала» (и попутно -- крупный бизнесмен) Осман Кадиев. ФБР США объявило его в международный розыск, обвинив в вымогательстве и использовании поддельных документов. Более того, американские власти назвали россиянина чуть ли не «человеком номер три» в иерархии зарубежной «русской мафии». Сам г-н Кадиев в интервью газете «Время новостей» назвал действия ФБР очередной провокацией, хотя признал, что хорошо знаком с Вячеславом Иваньковым (по кличке Япончик) и Александром Бором (Тимоха). Последних же ФБР давно считает главными людьми в «русской мафии», причем оба сейчас сидят в тюрьмах -- один в США, другой в Германии.
А уж совсем недавно футбольно-криминальный скандал чуть не разразился в Санкт-Петербурге. Сразу после матча между двумя командами там был похищен достаточно известный в футбольном мире менеджер, занимающийся неофициальной продажей -- своеобразным сватовством -- игроков. За его жизнь с родственников преступники потребовали выкуп в 300 тыс. долларов. На ноги были подняты спецслужбы, и довольно быстро оперативники сумели задержать нескольких бандитов, причастных к похищению. Они рассказали, что украденный бизнесмен получил от «авторитетных людей» 150 тыс. за «организацию» проигрыша одной из команд, но та выиграла. И поэтому с менеджера решили взыскать и плату, и штраф. Речь уже определенно шла о возбуждении уголовного дела и, соответственно, огласке ЧП, но тут неожиданно объявился сам «похищенный». Он рассказал, что его никто не похищал, он сам просто отдыхал и к результату матча и каким-либо деньгам никакого отношения не имеет. В результате всю информацию о подоплеке злополучного матча оперативники были вынуждены оставить при себе.
Естественно, в такой системе координат и самим футболистам, как правило, приходится иметь дело с «авторитетными гражданами». Как утверждают знающие люди, обычно такие ситуации обставляются «культурно», без угроз и при посредничестве специально уполномоченных на то в клубах представителей. Хотя, по данным наших источников, в некоторых командах, особенно тех, в руководство которых входят крупные мафиози или полукриминальные предприниматели (относящиеся к этому не только как к бизнесу, но и как к своеобразному «хобби»), вопросы с игроками могут решаться и совсем просто. К примеру, в одном клубе, совладельцем которого является известный криминальный авторитет (он присутствует на всех матчах «своей» команды), во время тренировок у кромки поля обычно дежурит группа «специальных людей», в случае несогласия с требованиями тренера или «хозяина» всегда готовая продолжить разговор со строптивым футболистом где-нибудь в лесу...
Что же касается самого Сычева, то каким бы ни было решение КДК, в проигрыше он не останется. Максимум, что грозит игроку, -- отлучение от футбола на срок до шести месяцев. Учитывая, что во всех европейских чемпионатах (за исключением украинского) период дозаявок уже прошел, Сычев и так бы пропустил эти полгода.
Напомним, как развивались события. Почти две недели назад отец молодого футболиста, считающегося одним из самых талантливых в российском футболе, принес в «Спартак» заявление об уходе, подписанное сыном. Через два дня Дмитрий Сычев, собрав вещи, покинул базу клуба в Тарасовке, и, как уверяют руководители девятикратных чемпионов России, дальнейшая судьба его неизвестна. Вместе с тем Сычев подал заявление в КДК, в котором просил расторгнуть его контракт со «Спартаком», ссылаясь на ряд причин, основная из которых -- невыплата «подъемных» в размере 10 тысяч долларов.
Вариантов сценария сегодняшнего заседания несколько. Первый, и самый невероятный, -- клуб и футболист, точнее, люди, его представляющие, договорятся. Второй -- заседание КДК вновь будет отложено, а «Спартак» и Сычев получат еще одну отсрочку для мирного решения проблемы. Но скорее всего какое-то решение будет принято, и КДК встанет либо на сторону игрока, либо на сторону клуба. Причем даже в самом худшем для Сычева случае его дисквалифицируют максимум на шесть месяцев, а затем он будет волен «сам» определять свою судьбу. Новому клубу Сычева нужно будет всего лишь заплатить компенсацию, определяемую из расчета его годовой зарплаты, умноженной на возрастной коэффициент. «Спартак» уже обнародовал зарплату Сычева, которая до чемпионата мира составляла 2 тысячи долларов в месяц, а после была увеличена в 2,5 раза. Таким образом, сумма отступных составит не более 600 тысяч долларов -- незначительная сумма за футболиста, о котором мечтают многие клубы. Более того, если на Сычева нацелится зарубежная команда, не признающая российских футбольных законов, то «Спартак» не получит вообще ничего. Благо прецедент уже создан: при переходе Руслана Нигматуллина в «Верону» «Локомотив» не получил от итальянского клуба ни цента.
Надо заметить, что агенты Сычева не первые, кто пробовал сходным способом освободить своего клиента от обязанностей перед клубом. Но, по сути, удалась только одна из первых попыток. В далеком 1994 году, в период становления российской футбольной инфраструктуры, нападающий «Сокола» Олег Терехин заключил контракт сразу с пятью клубами высшей лиги. Форвард был дисквалифицирован на полгода, а по истечении этого срока оказался в «Динамо».
Другие попытки сделать подобный финт тщательно пресекались Профессиональной футбольной лигой, в обязанности КДК вменялось не только и не столько выносить решения, сколько предотвращать подобные конфликты, что оставалось за кадром. Для того чтобы примирять стороны и стоящих за ними «авторитетных» людей, по первому звонку из Москвы выезжали «разводящие». И объясняя, что необдуманные шаги могут привести к краху всей системы, прямо на месте без официальных протоколов и пресс-релизов «разруливали» ситуацию. В особо щекотливых моментах эти функции на себя брал сам президент ПФЛ Николай Толстых, как никто понимавший всю шаткость конструкции под названием «профессиональный российский футбол».
Похоже, сейчас эта система не работает, а значит, «дело Сычева» может оказаться не последним. Руководителей клубов пока может утешать только одно: зачастую в командах игроков держат не контракты, а некоторые другие соображения. О них мы уже рассказали читателю ранее.