|
|
N°160, 03 сентября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Воин света по дороге в гастроном
К нам приехал один из самых читаемых писателей мира
Почетный гражданин мира, автор мирового бестселлера «Алхимик», бразильский писатель Пауло Коэльо приехал в Москву на книжную ярмарку. Так что теперь у каждого есть шанс убедиться: писатель Пауло Коэльо действительно существует.
Что совсем не очевидно. Его книги, мировой тираж которых составляет десятки миллионов боевых единиц духовности, сотканы из того же вещества, что сны, навеянные посещением магазина «Путь к себе». Из того же смутного и неопределенного вещества соткан публичный образ и самого писателя. Большая часть его интервью состоит из неспешных наставлений по обретению себя и размашистых цитат из собственных произведений. В сущности, для публичной фигуры, являющейся членом множества общественных организаций по всему миру, и одного из самых читаемых авторов современности Пауло Коэльо необыкновенно анонимен.
Кое-что, впрочем, известно относительно достоверно. Родившийся в Рио-де-Жанейро в 1947 году, к концу шестидесятых он как раз угодил на всемирный фестиваль любви и цветов. Для Бразилии, впрочем, это был расцвет военной диктатуры и консервативных ценностей. Являясь членом вполне обеспеченной и респектабельной семьи, Коэльо должен был стать юристом. Однако не стал, воспользовавшись тем самым способом, который позже стал популярен среди советских хиппи, искавших проход из одной системы в другую. Он лег в дурдом.
Справедливости ради надо заметить, что в клинику его отправили родители. Однако Коэльо быстро оценил преимущества жизни с диагнозом и посвятил немало времени крашенным в белое стенам.
В начале семидесятых с двумя сотнями долларов в кармане Коэльо едет в США. Проехав через всю Америку, он оказывается в Мехико -- истратив ровно половину денег. В сущности, он имеет полное право вспоминать это время с нежностью -- только тогда можно было путешествовать по стране больших возможностей без денег и не зная ни слова по-английски.
После поездки стало окончательно ясно, что адвокатом ему не бывать. Настал долгий период театральных постановок, офисной службы и всевозможных исканий бывшего хиппи -- этакий большой Лебовски с голосами китов в магнитофоне и книжками вместо боулинга. Но 1986 году Пауло Коэльо совершил паломничество в Сантьяго-де-Компостела, итогом которого стала его первая книга. Потом был «Алхимик», мировое признание, многомиллионные тиражи, почетные награды, звания и должности. Сегодня, когда нет с нами больше ни Карлоса Кастанеды, ни Ричарда Баха, ни Сент-Экзюпери, Коэльо -- главный проводник духовности и традиции, лама Оле Нидал мировой литературы.
Глубокое недоумение по поводу успеха его книг среди одной части читательской аудитории почти равно столь же глубокому восхищению его романами среди другой. Напряжение между художественным стилем, простым, как стихи Агнии Барто, и масштабом тем, которые препарирует Коэльо в своих книгах, зажигает некую вольтову дугу -- так сказать, маяк посреди штиля тотальной душевной усталости. Сделав искусственное дыхание символистской традиции модерна, он слепил своего голема -- впрочем, довольно оптимистичного и жизнерадостного по сравнению с творением Густава Майринка. Однако, чтобы оживить существо из глины, нужен шем -- облатка с заклинанием, которую засовывают в рот безжизненной фигуре.
На шеме Пауло Коэльо не написано ничего. Волшебство заключено в его отсутствии. Являясь своеобразным ридер-дайджестом по эзотерике, Коэльо предлагает простое и доступное руководство по фитнесу для астрального тела. Это даже восхитительно -- по-своему.
Впрочем, брюзжание по поводу нежелания читать первоисточники вместо упрощенных компиляций давно стало неприличным. Особенно перед фактом международного успеха и многомиллионных тиражей «Алхимика», «Руководства для воина света» и «Вероника решает умереть». Пауло Коэльо сегодня такое же международное явление, как MTV. И в конечном счете, лицо писателя определяют его поклонники.
А среди поклонников творчества Коэльо -- Жак Ширак, Билл Клинтон, Шимон Перес, Мадонна и Джулия Робертс. Особенно трогает политическая составляющая списка. Бывший хиппи, бразильский пациент психиатрических заведений и режиссер подпольных театров Рио-де-Жанейро последние пять лет является почетным гостем Мирового экономического форума в Давосе. Его «Алхимик» рекомендован для чтения Высшей школой бизнеса Чикагского университета, права на экранизацию романа куплены Warner Brothers.
Создавая громоздкую, но исправную литературу для среднего школьного возраста, Пауло Коэльо одновременно заполняет нишу, осиротевшую после свершившегося укрощения строптивых вроде Кена Кизи. Сертифицированный департаментом по лекарствам, продуктам и пищевым добавкам гастроном духовности эры Водолея закладывает спиритуальную основу маркетинга и менеджмента. Его «Жизненные тезисы», начинающиеся словами: «Все люди разные, и должны делать все, чтобы таковыми оставаться», -- гротескное и безобидное отражение творчества другого, куда более свирепого мистика Алистера Кроули с его сакраментальным «Каждый человек -- это звезда». От этого картина отставного президента США, коротающего раннюю пенсию за чтением романов Коэльо, выглядит еще более красивой и законченной.
Впрочем, вероятно, не все так просто. На сайте Коэльо, поддерживающим 14 языков, включая русский, в приглашении посетить его Институт в Рио-де-Жанейро, занимающийся помощью малообеспеченным слоям населения, имеется предупреждение -- институт расположен в районе нищих кварталов, и весь риск, связанный с его посещением, целиком лежит на визитере. А единственная слабость, наличие которой отрицает в себе Коэльо, -- трусость.
И вполне может быть, что личный друг великого лукавца Умберто Эко Пауло Коэльо -- отчаянный мистификатор, поставивший свое творчество на службу детям и старикам Рио-де-Жанейро. В эпоху Водолея и не такое может случиться.
Антон КОСТЫЛЕВ