|
|
N°160, 03 сентября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ущелье, из которого бегут ваххабиты
Грузинская военная операция в Панкисском ущелье вступает в активную фазу. Свидетельством этого является как минимум то, что власти перестали пускать туда журналистов. Спецкор газеты «Время новостей» Михаил ВИГНАНСКИЙ, похоже, стал последним репортером, которого допустили в эти дни в Панкиси.
Граница Панкисского ущелья -- это село Матани на выезде из райцентра Ахмета. За первым -- матанским -- блокпостом грузинских внутренних войск уже виднеются в дымке горы, ведущие в Чечню. «До границы километров 70, -- говорит начальник Ахметской полиции Автандил Туркиашвили. -- На лошади дня четыре, по тропам». Но и само Панкиси местные жители прозвали маленькой Ичкерией: с октября 1999 года к исконно жившим в ущелье кистинцам стали спускаться с гор, что отделяют Грузию от Чечни, сородичи, беженцы и «сопровождающие» боевики, раненые и не очень.
Военные тормозят автобус, следующий из Ахмета в Дуиси, панкисскую «столицу». «Паспортконтроль», -- объявляет майор внутренних войск Миша (фамилию назвать он не решился -- грузинская спецоперация по очистке ущелья от экстремистов покрыта ореолом таинственности). В автобусе в основном дети и женщины -- кистинки, чеченки в платках. Кистинцы -- граждане Грузии, показывают удостоверения личности. Чеченцы, их сейчас в ущелье тысячи четыре, достают карточки беженцев (по ним они получают продукты гуманитарной помощи, поступающие из исламских стран и по линии УВКБ ООН). Подозрительная личность на этот раз только одна -- молодой парень с ухоженной бородкой. «Раз ухоженная -- значит, не ваххабит, у них бороды длиннее», -- шутят на блокпосту. Документы у него в порядке, автобус трогается дальше. Дуиси -- это 4 тысячи местного населения плюс беженцы. Последним нелегко, но они говорят, что здесь им лучше, «чем под бомбардировками русских». В маленьких комнатушках (раньше это были больничные палаты) живут по 10--12 человек. Электричества и газа нет. Топят дровами. Питаются «гуманитарными» бараниной и фасолью.
Ущелье Панкиси, вытянутое на 21 километр, находится в двухстах километрах к востоку от Тбилиси. Там 16 сел, грузинских, кистинских, осетинских и смешанных. В глубине ущелья -- строящаяся китайцами ХадориГЭС на 24 мегаватта, которая важна для всего региона. Ее охраняют внутренние войска и госбезопасность Грузии. Пару раз строителей обстреливали, и китайцы, вложившие 30 млн долл., уже было собрали чемоданы, но их успокоили, отговорили. Дальше, до границы -- леса и горы, местность малоконтролируемая. Вширь ущелье -- от километра до ста метров, к ГЭС оно сужается. Вот и вся «ось зла».
Райцентр Ахмета прославился давно. Село Матани зазвучало недавно -- после бомбардировки 23 августа, когда погиб 65-летний пенсионер Гурам Отиашвили, еще шестеро человек получили ранения. В том числе 18-летний Зурико, внук погибшего. Его перевезли в Тбилиси, в клинику. Сейчас он самый известный в стране раненый. Мальчик серьезно пострадал -- обожжены легкие, контузия, шок, стресс. «Бомбы падали рядом, я лежал за большим камнем, спрятался, а дедушка не успел. До сих пор в ушах шумит. Заснуть не могу -- вдруг опять будут бомбить, а я спрятаться не успею. Когда дедушку Гурама хоронили, даже Шеварднадзе в Матани приезжал, а я вот здесь был, в палате, и не попрощался...»
К разговорам о том, что бомбили не русские летчики, в Ахметском районе относятся плохо. Против России здесь ничего не имеют, готовы дружить, но заявления московских политиков и военных, что над Грузией летали НЛО, портят дело. «Знаете, почему все мы, кистинцы и беженцы, за ввод грузинских войск? -- спрашивает председатель сельсовета Дуиси Джафар Хангошвили. -- Лучше свой солдат, чем российская бомба. Теперь-то уж бомбить не будут. И министр госбезопасности Валерий Хабурдзания сказал: зачисток в Панкиси не будет. Будут работать точечно».
По словам официального представителя МГБ Ники Лалиашвили, через пару дней Панкиси совсем закроют для журналистов и иных «посетителей» -- спецоперация вступит в активную фазу. В ней примут участие до тысячи солдат внутренних войск, полицейских, сотрудников МГБ. Пограничники и подразделения министерства обороны перекроют также северные границы. По всему ущелью уже размещены блокпосты. План операции разрабатывали в Тбилиси полгода. Замминистра МГБ Лаша Нацвлишвили говорит, что боевикам, если они есть еще в Панкиси, не дадут рассыпаться по другим регионам Грузии и «создать новые криминальные анклавы». Вообще в МГБ говорят, что в Панкиси еще могут оставаться «несколько десятков боевиков», но их «в случае оказания вооруженного сопротивления ликвидируют». Автор лично видел в Ахмета, в штабе внутренних войск, танки и бронетранспортеры. И немало. Впрочем, по словам Автандила Туркиашвили, как только «те, кто надо, узнали про готовящуюся операцию, то вышли из ущелья». Куда -- это уже не его дело.
Ичкерийский вице-премьер Ахмед Закаев говорит, что окружение Аслана Масхадова «приветствует решительные действия грузинского руководства в Панкиси». «Грузия демонстрирует в Панкиси силу, но действует -- в отличие от России -- грамотно, не ущемляя прав местного населения, беженцев. Мы готовы по мере возможностей сотрудничать с грузинскими властями. Что касается заявлений о готовности ликвидировать возможное сопротивление, то в этом нет ничего предосудительного. Присутствие на территории Грузии вооруженных лиц, вне зависимости от их национальности, является нарушением грузинских законов. Но я не думаю, чтобы реально возникла проблема сопротивления. Даже тот, кто мог участвовать в боевых действиях в Чечне, сразу превратился в беженца, как только перешел границу Грузии. К чему сопротивляться? Ведь чеченцев здесь приняли, спасли от верной гибели», -- сказал Ахмед Закаев вашему корреспонденту. Закаев добавил: «В Панкиси не было и не будет никаких баз или лагерей, подчиняющихся Масхадову. Все, кто сопротивляется российским войскам, находятся на территории Чечни. Вот и появилась возможность это проверить -- можно даже позвать любую авторитетную международную инспекцию. Российские военные больше не смогут сваливать на Грузию свою неспособность решить чеченскую проблему».
Тем временем грузинские спецслужбы отрапортовали о необычном задержанном -- марокканце с фальшивым французским паспортом, который может быть связан с террористическими организациями, вплоть до «Аль-Каиды». Лаша Нацвлишвили пояснил газете «Время новостей», что «МГБ обратится ко всем странам антитеррористической коалиции за информацией по этому арабу, но уголовным преследованием задержанного будет заниматься грузинское государство». Со своей стороны, директор ФСБ России Николай Патрушев заявил, что его ведомство «привлекает возможности» как грузинских, так и американских коллег по ситуации в Панкиси, так как в этом регионе находятся «те люди, которые интересуют ФСБ -- лица из иностранных государств, арабы».
Ника Лалиашвили заявил, что, по данным грузинских спецслужб, в Панкиси находились десятки арабов, но они уже покинули ущелье, хотя, действительно, прямо или косвенно они имели контакты с международными террористическими организациями, в том числе и с «Аль-Каидой». «Имеются неопровержимые свидетельства, что деятельностью арабских эмиссаров в Панкисском ущелье руководил из Чечни иорданец Хаттаб, -- говорит он. -- Деятельность эта сводилась к пропаганде идей ваххабизма. В ущелье направлялись крупные финансовые средства. На них, в частности, построены три мечети, открыты школы». «Они ушли и больше сюда не вернутся, -- заверил корреспондента газеты «Время новостей» начальник Ахметской полиции Автандил Туркиашвили. -- Для этого в Панкиси и встанут внутренние войска».
Тбилиси -- Панкисское ущелье