Время новостей
     N°160, 03 сентября 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.09.2002
Хранители газа
Сергей Пугачев и Алексей Миллер: МежпромГазпром
Подконтрольный тувинскому сенатору Сергею Пугачеву Межпромбанк не прекращает попыток внедрения в топливно-энергетический комплекс. После того как банк предпринял несколько безуспешных попыток получить управление «Славнефтью», он заинтересовался газовой отраслью. Вчера, как сообщила пресс-служба «Газпрома», глава концерна Алексей Миллер встретился с Сергеем Пугачевым (он является главой наблюдательного совета банка, хотя в пресс-релизе «Газпрома» его по непонятным причинам называют президентом) и они договорились подписать трехлетнее соглашение о сотрудничестве. В Межпромбанке корреспонденту газеты «Время новостей» заявили, что г-на Пугачева на встрече не было, а был президент банка Сергей Веремеенко. «Газпром» же официально опровергать это не стал, исходя из чего можно предположить, что г-н Пугачев все же присутствовал на встрече.

Межпромбанк, выросший на кредитовании управления делами президента в пору Павла Бородина, начал внедрение в российский ТЭК совсем недавно -- с начала этого года -- и каждый раз со скандалами. Прежде всего на паритетных началах с «Роснефтью» была создана структура «Русский уголь», которая с момента учреждения перешла дорогу группе МДМ и стала претендовать на активы в Красноярском крае и на Дальнем Востоке. Затем сотрудники Межпромбанка стали внедряться в «Славнефть» (ее приватизация намечена на конец этого года), однако были уволены новым руководством компании. После попытки экс-президента этой нефтекомпании Михаила Гуцериева захватить офис «Славнефти», Межпромбанк поспешил заявить, что не имеет к этим действиям никакого отношения и вообще не интересуется ни активами «Славнефти», ни какими-либо еще предприятиями ТЭКа. Однако спустя три месяца, судя по всему, планы «Межпрома» поменялись. Изложенный в пресс-релизе «Газпрома» список направлений деятельности концерна, в отношении которых «банк выразил заинтересованность в финансировании», поражает воображение. Впрочем, каким бы ни было практическое наполнение партнерства, его политический характер не вызывает сомнений.

Речь идет об участии Межпромбанка в финансировании «формирования запасов газа на осенне-зимний период, системы расчетов покупателей газа стран СНГ с ОАО «Газпром», организации поставок оборудования и автотехники с использованием лизинга, программы реструктуризации кредиторской задолженности, а также организации Биржи топливно-энергетических ресурсов».

Пресс-секретарь главы «Газпрома» Наталья Селиванова сообщила лишь: «Межпромбанк -- это наш партнер, если вы заметили, мы сейчас активизируем нашу партнерскую деятельность, глава компании почти ежедневно встречается с руководителями наших партнеров». (На прошлой неделе Алексей Миллер провел встречи с главой ЛУКОЙЛа Вагитом Алекперовым и президентом «Роснефти» Сергеем Богданчиковым. -- Ред.) Подробнее о соглашении г-жа Селиванова говорить не стала, переадресовав все вопросы представителям Межпромбанка.

Руководитель пресс-службы банка Сергей Самошин заявил газете «Время новостей», что окончательный вариант соглашения еще не готов, в нем много белых пятен. Однако он согласился пояснить перечисленные в пресс-релизе «Газпрома» пункты из проекта сотрудничества. В частности, Межпромбанк намерен нынешней осенью финансировать работы «Газпрома» по закачке газа в подземные хранилища. «Закачать 25 млрд кубометров стоит около10 млрд руб., -- говорит г-н Самошин, -- если будет закачан другой объем, то, соответственно, стоить это будет пропорционально». Этот пункт, подчеркнул он, разработан исключительно на текущий год, что будет на следующий -- неизвестно.

Источник в «Газпроме» не исключает, что будет использоваться «угольная схема»: предприятия, в первую очередь бюджетники, которые получают деньги на оплату газа весной и на целый год, будут перечислять деньги в банк, а тот осенью обязуется обеспечить эти предприятия топливом. В Межпромбанке газете «Время новостей» заметили, что «пока банк не собирается заниматься поставками газа».

Второй пункт соглашения -- о финансировании системы расчетов «Газпрома» с потребителями из СНГ -- по мнению источника в газовом концерне, означает перевод части счетов в Межпромбанк. В банке по этому поводу говорят, что намерены кредитовать потребителей, чтобы они своевременно рассчитывались с «Газпромом». А вообще, сказал Сергей Самошин, «это наименее проработанный вопрос соглашения». Что касается лизинговых схем поставок техники, то, по его словам, Межпромбанк намерен «привлекать иностранные инвестиции в лизинговые компании». Не исключено, что этим займется и сам банк. А источник в «Газпроме» утверждает, что согласно такому пункту соглашения Межпромбанк фактически становится генподрядчиком по поставкам техники.

Пункт о финансировании программы по реструктуризации кредиторской задолженности «Газпрома» стороны прокомментировать не смогли. Аналитик Альфа-банка Константин Резников предположил, что речь может идти о некой попытке Межпромбанка стать финансовым консультантом «Газпрома» по вопросам замещения «коротких» кредитов «длинными». «Но на роль финансовых консультантов в этих вопросах обычно нанимают зарубежные банки, -- говорит он, -- и если речь действительно об этом, то действия «Газпрома» выглядят довольно странно».

Наиболее же понятен пункт соглашения о финансировании организации топливно-энергетической биржи. И в «Газпроме», и в Межпромбанке не смогли подробно прокомментировать его, однако аналитики считают, что Межпромбанк собирается вложить деньги в инфраструктуру биржи и затем все биржевые финансовые потоки переключить на себя. Дмитрий Дружинин из ИК «Проспект» считает, что вначале через биржу пойдут небольшие товарные и финансовые потоки, но со временем они могут стать весьма солидными. «Тогда на комиссионных Межпромбанк сможет зарабатывать неплохие деньги», -- считает он.

Источник в «Газпроме» утверждает, что в соглашении с Межпромбанком отражены почти все основные направления деятельности концерна внутри России и СНГ: «Это, конечно, не все, но значительная часть внутренних финансовых потоков. А значит, Межпромбанк фактически претендует на звание финансового оператора «Газпрома».

Николай ГОРЕЛОВ