Время новостей
     N°228, 13 декабря 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.12.2010
«Прощупать позиции»
Совбез России рассмотрит тактику внедрения Конвенции международной энергобезопасности
Сегодня президент России Дмитрий Медведев проведет последнее в этом году плановое заседание Совбеза. Как стало известно «Времени новостей», мероприятие посвящено энергетической безопасности, а основной доклад предстоит сделать вице-премьеру по ТЭК Игорю Сечину (на снимке). Одной из тем обсуждения, по словам источников газеты в Кремле и Белом доме, будет проблема продвижения проекта Конвенции по обеспечению международной энергетической безопасности с иностранными партнерами. Как написал г-н Сечин в одном из писем на имя президента, «представляется целесообразным инициировать начало неофициальных экспертных консультаций на международном уровне до окончательного согласования проекта конвенции (внутри России. -- Ред.)». «Это позволило бы существенно ускорить процесс продвижения проект, а главное -- «прощупать» предварительные позиции сторон и снизить риск неудачи, своевременно скорректировав отдельные положения, не устраивающие ее потенциальных участников», -- считает вице-премьер.

Опасения высокопоставленных чиновников относительно возможной неудачи не случайны. Проект конвенции, с которым удалось ознакомиться «Времени новостей», хоть и очень похож на Договор к Энергетической хартии (который она, по мысли Кремля, призвана заменить), содержит ряд достаточно одиозных для западного уха принципиальных положений и в то же время предлагает недостаточно понятный механизм разрешения споров. В частности, текст конвенции не запрещает участникам «назначать или поддерживать государственные или частные монополии в соответствии со своим законодательством» и защищает от дискриминации госкомпаний на рынках партнеров. Кроме того, в нем прямо говорится о возможности вводить изъятия из национального режима в отношении иностранных инвесторов. ДЭХ же направлен на то, чтобы иностранные игроки имели равные с национальными и госкомпаниями права в энергетическом секторе. Москва также вписала в конвенцию, что понятие транзита распространяется на государства, входящие в Организации региональной экономической интеграции (в частности на Евросоюз, который настаивал, что перемещение энергоносителей между странами внутри ЕС не имеет статуса транзита). Следует отметить, что данный вопрос Москва и Брюссель активно обсуждали в рамках Транзитного протокола к ДЭХ, но так и не успели его согласовать, поскольку Россия решила выйти из договора.

Еще одно смелое предложение -- сделать Москву штаб-квартирой секретариата, а Министерство иностранных дел России -- депозитарием конвенции. Секретариат ДЭХ располагается в Брюсселе, а в качестве депозитария выступает МИД Португалии (сам договор изначально был подписан в Лиссабоне).

К достоинствам российского проекта можно отнести более четкую, чем у ДЭХ, структуру, в отдельные части выделены вопросы транзита, экологии и основные принципы международной энергетической безопасности. Но от этого задача по принятию конвенции вместо ДЭХ, который подписали и ратифицировали все члены ЕС по отдельности и Евросоюз как коллективный член и еще почти два десятка государств, не становится проще.

Российские чиновники сделали ряд презентаций по конвенции (в том числе на саммите ОЭСР в Астане), а министр энергетики Сергей Шматко на юбилейной конференции по энергодиалогу Россия--ЕС в Брюсселе 22 ноября заявил, что «сегодня он (проект конвенции. -- Ред.) будет представлен впервые». Но этого не произошло. Не удалось обнаружить никаких подтверждений того, что предварительный текст документа, подготовленного Россией, был передан для ознакомления европейским партнерам 7 декабря в ходе саммита Россия--ЕС на высшем уровне.

Вместе с тем Дмитрий Медведев на итоговой пресс-конференции с председателем Европейского совета Херманом Ван Ромпеем и главой Еврокомиссии Жозе Мануэлом Баррозу впервые за полтора года открыто смягчил российскую позицию по регулированию международной энергетической безопасности. «Что же касается гарантий в принципе, то, конечно, очень важно, чтобы была добротная нормативная основа. Какая это основа? Это может быть или наша идея по энергетическому диалогу, по соответствующим принципам энергетического сотрудничества, или, о чем я неоднократно говорил своим коллегам, мы готовы работать и на основе Энергетической хартии, но не по нынешней ее версии, а по новой версии, которая дополнена и изменена с учетом российских предложений и предложений некоторых других стран -- поставщиков энергоносителей», -- подчеркнул он. Брюсселю такой подход понравился. Г-н Баррозу назвал саммит одним из лучших в истории взаимоотношений с Россией.

Напомним, что проект конвенции готовился по поручению главы государства в развитие концептуального подхода к формированию юридической базы глобального энергетического взаимодействия. В апреле прошлого года г-н Медведев лично вручил список принципов руководству Финляндии (была тогда председателем ЕС) на волне трехнедельной транзитной войны с Украиной. Российская сторона заявила, что «существующие двусторонние договоренности и многосторонние юридически обязательные нормы оказались не способны предупреждать и разрешать конфликтные ситуации», имея в виду Договор к Энергетической хартии. Новый документ должен был заменить ДЭХ и расширить географию стран-участниц, так как значительное количество государств (США, Норвегия, крупные поставщики нефти и т.д.) от присоединения к договору уклонилось под различными предлогами.

Россия, подписавшая его в 1998 году, так и не ратифицировала, а летом официально уведомила, что выходит из договора. Но тогда (в разгар кризиса) еще не пахло ни перезагрузкой с США, ни потеплением в энергодиалоге с ЕС, хотя аргументы о том, что в условиях системных противоречий между поставщиками и потребителями в энергетической и других чувствительных сферах провести процесс согласования нового документа не удастся, давно известны. И нужно просто интенсивнее работать в рамках действующей площадки Энергетической хартии по совершенствованию правил игры. Сейчас все опять идет к этому, только полтора года уже не вернуть.

Алексей ГРИВАЧ, Константин ГААЗЕ