После насыщенного громкими заявлениями и важными политическими решениями брюссельского саммита Россия--ЕС
(см. "Время новостей" от 8 декабря) вчерашняя совместная пресс-конференция Дмитрия Медведева и бельгийского премьер-министра Ива Летерма выглядела очень скромной. Как и на пресс-конференции по итогам саммита, стороны начали с футбольной темы.
И.о. главы бельгийского правительства поздравил Россию с победой в конкурсе за право проведения чемпионата мира в 2018 году. "Надеюсь, команды обеих наших стран примут в нем участие", -- сказал глава бельгийского правительства. России как стране-хозяйке место на турнире гарантированно, а Бельгия мало того что не может отобраться на чемпионаты мира уже очень давно, но и в 2018 году не сможет пройти без конкурса (российская заявка выиграла в том числе и у совместной бельгийско-голландской). В ответ г-н Медведев несколько смущенно заметил: "На протяжении всей нынешней поездки обсуждаем футбол. Но мы говорим не только о нем".
Впрочем, сразу же после этого президент сообщил, что, беседуя о взаимоотношениях двух стран, он и его визави вспомнили чемпионат мира 1986 года, когда в Мексике сборную СССР с точки зрения российских болельщиков засудили во время матча с Бельгией (он закончился со счетом 4:3 в пользу бельгийцев в дополнительное время).
Покончив с футбольными воспоминаниями, гг. Медведев и Летерм заверили собравшихся журналистов, что российско-бельгийские отношения безоблачны, товарооборот вышел на докризисный уровень, компании обеих стран охотно занимаются перекрестным инвестированием, а сами они успели обсудить широкий круг вопросов от взаимодействия России и НАТО до отмены виз с Евросоюзом. "Мы пообщались очень продуктивно", -- подытожил г-н Медведев. Он поблагодарил руководство Бельгии и за внимательное отношение к собственной инициативе о заключении Договора о европейской безопасности. "Потенциал диалога абсолютно не исчерпан, идея заключения Договора о европейской безопасности абсолютно востребована", -- сказал российский президент.
Главным же подписанным в рамках визита г-на Медведева документом стал меморандум между «Газпром экспортом» и бельгийской Fluxys о взаимопонимании в области подземного хранения газа. Документ предполагает, что стороны при поддержке правительств обеих стран проведут переговоры с бельгийским национальным регулятором энергетического рынка (CREG), чтобы изучить возможность аренды объемов ПХГ Лунхаут в рамках открытой и прозрачной процедуры. «Газпром» рассчитывает к 2015--2016 годам получить в свое распоряжение мощности по хранению порядка 300 млн кубометров газа (всего мощность этого хранилища возрастет в 2011 году до 700 млн кубометров).
До сих пор российскому концерну не удавалось получить доступа к ПХГ в Бельгии, что могло бы значительно улучшить позиции «Газпрома» на рынке Великобритании, где зимой торговать газом очень выгодно. Три года назад «Газпром» и Fluxys вели переговоры о совместных инвестициях в строительство нового хранилища на базе месторождения Пудерли емкостью 300 млн кубометров. Но CREG отказался предоставить «Газпрому» право контрактовать мощности хранилища на долгосрочной основе, а политический кризис в Бельгии не позволил решить вопрос на межгосударственном уровне. Проект в итоге не состоялся. С другой стороны, хранить газ в действующих хранилищах Fluxys российский концерн не может из-за особенностей бельгийского законодательства. Приоритет при заключении контрактов имеют поставщики газа на бельгийский рынок, а «Газпром» таковым не является (поставки идут транзитом в Британию). Сейчас появилась надежда, что в Брюсселе готовы пойти на уступки. Министр энергетики и экологии Поль Магнет в октябре представил стратегию, в которой делается ставка на превращение Бельгии в «газовый перекресток северо-западной Европы». В «Газпроме» и Fluxys надеются, что это позволит изменить политику регулятора по отношению к компаниям, которые пользуются транзитными возможностями страны. В свою очередь для повышения энергетической безопасности Бельгии российский концерн предлагает внести в будущий контракт пункт, что в случае дефицита газа для внутренних нужд (проблем с поставками или резкого похолодания) Fluxys сможет воспользоваться газпромовскими запасами по своему усмотрению. Как эта идея сможет работать, если «Газпрому» нужно будет одновременно выполнять контрактные обязательства перед собственными клиентами, пока неизвестно. Сейчас это лишь политическая декларация о том, что долгосрочный контракт на хранение российского газа позволит повысить энергетическую безопасность Бельгии.