Время новостей
     N°225, 08 декабря 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.12.2010
Цветомузыка
«Музыкальная жизнь» в новом формате
Медиа, занятые академической музыкой, в России слабы, малочисленны и непопулярны. Все попытки новых периодических изданий оказались по большому счету неуспешны. И за последние 20 лет на рынке не появилось ничего сколько-нибудь влиятельного, заметного и нового по формату и содержанию. Старая пресса, выходившая при советской власти, потом долго то не издавалась совсем, то появлялась и снова пропадала. Но теперь очевидно, что музыкальные СМИ, издававшиеся во второй половине прошлого века, закрепились на прежних позициях. Опять, как тридцать лет назад, главные печатные медиа -- это академический, элитарный и почти научный журнал «Музыкальная академия» и популярное издание «Музыкальная жизнь» для широкого читателя. В трио участвует также газета «Музыкальное обозрение» для музыкантов и сочувствующих.

В отличие от «Музыкальной академии» и «Музобоза» журнал «Музыкальная жизнь» в последнее десятилетие совсем исчез из поля зрения.

Но вот он появился в новом формате -- из новшеств обретя главным образом цвет. Теперь «Музыкальная жизнь» под редакцией Елены Езерской снова выглядит популярным журналом для очень широкой публики, и в этом и есть его смысл. Примерно так (разве что заметно более глянцево) выглядят журналы «Лиза», «Даша» и «Агаша». Новый цветной формат совершенно не мешает контенту, собранному по старинке так, что, глядя в рубрикатор, читатель переживает яркое дежавю. «Фестивали. Конкурсы. Концерты», «Портретная галерея», «Книжный ряд», «Композиторский класс», «Театральные страницы». Старые и новые рублики перемешаны так мягко, что сливаются в однородную консистенцию. Внутри, как тридцать лет назад, чередуются «датские» тексты (бесчисленно количество юбилеев) и содержательные, на темы «хореографического золота Сибири», авангардистских дармштадтских курсов и «проблемные размышления о попсе», когда-то бывшие острозанимательной частью журнала (как «молодежные» программы в свое время на ТВ).

Однако «Музыкальная жизнь», адресуясь самому широкому потребителю самого разнообразного продукта, старается держать марку и не выглядеть ширпотребом. Так, новый номер, в котором можно прочитать и об оперных новинках (мелким шрифтом, календарным выбором), и о композиторе Моисее Вайнберге, о котором не так много было до сих пор написано, открывается большим интервью под рубрикой «Первые лица». И этим лицом оказывается советник президента РФ по культуре Юрий Лаптев в материале с названием: «Мне нравится не только петь в спектаклях, но и ставить их». Между тем заглавие-цитата не совсем точно. О пении и режиссуре Лаптев рассказывает все-таки в прошедшем времени: «Мне нравилось», ностальгически объясняет он, вспоминая работу в Мариинском театре.

Лаптев подробно развивает самые разные темы -- о вокале русском и европейском, о Мариинке, о Гергиеве, об оперной режиссуре: «Проблема, на мой взгляд, не в режиссуре, а в режиссерах, которые забывают о том, что в опере первый режиссер -- композитор». По Лаптеву, проблема режиссуры не в том, что ее нет, а в том, что «в конфликте традиции и эксперимента и возникает развитие искусства, но когда остается один эксперимент...». Одним словом, советник намекает на что-то, на ситуацию какую-то важную, но где она... Может быть тут: «Традиции -- это Мариинский театр, Большой театр... Авангард должен найти себе свое место в других стенах». И в качестве примера Лаптев говорит о «Геликон-опере», не упоминая, однако, ее проблемы со строительством здания (возможно, это объясняется сроками подготовки материала). И вот еще примечательный фрагмент интервью советника: «Меня всегда спрашивают: «Что вы делаете?» Я отвечаю: «Все».

Так же и «Музыкальная жизнь». Делает все, героически закрывая сразу все амбразуры на рынке музыкальных медиа.

Юлия БЕДЕРОВА