В пятницу, перед
Днем города, московский мэр вручил избранным деятелям культуры свои премии. Церемония в Белом зале мэрии началась и закончилась прославлением главного события культурной жизни столицы --III Всемирной театральной олимпиады. Юрий Лужков говорил о величии замысла, чистоте его воплощения и единении театра с Москвой во время олимпийской уличной программы. Руководителей театрального форума Валерия Шадрина и Вячеслава Полунина записали не в театральный список лауреатов, а в более престижный -- «просветительской деятельности». Премия олимпиаде -- еще и премия самому себе. Без поддержки мэра Москва не получила бы права на ее проведение.
Благодаря этому вполне справедливому награждению церемония проходила под театральным стягом. Известно, от чего загорается мэрское сердце: в его речи только и разговора было, что о театральном строительстве. Все еще гордится Лужков Центром им. Мейерхольда, «забывает» о Филиале на Сретенке опального Анатолия Васильева, напоминает, что Театральная площадь наконец освобождена от бытовок, закрывавших филиал ГАБТа, и что построен здесь «по сути, второй Большой театр». «Дважды грандиозной работой» Лужков назвал и новое здание Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко -- «целый театральный комплекс со сценой, фабриками, артистическими уборными, зимними садами-атриумами».
Следующий бросок Лужков уже изготовился произвести в сторону Большого зала Консерватории, который требует «немедленного капитального ремонта». «Позор и восторг, полы и звук входят в жуткое противоречие, и я не знаю, что побеждает», -- мэр горько и решительно подвел итог своим наблюдениям. С укоризной заметил, что БЗК на самом деле находится в федеральном подчинении. И уж вроде бы не Лужкову им заниматься -- ан нет, и тут нашлось место заботам московского зодчего.
Резко оборвав самого себя, Лужков начал награждать. В числе лауреатов оказались художники-реставраторы и живописцы-москвоведы (Владимир Брайнин, Алексей Артемьев и др.). Киноискусство представлял один Сергей Говорухин-сын, снявший документальный фильм о московских стариках. Литературную премию получил поэт и политик Евгений Бунимович -- из рук председателя комитета по культуре Сергея Худякова, на пост которого Бунимович еще недавно претендовал.
Музыкальные и хореографические премии вручены юбилярам Борису Покровскому и Михаилу Лавровскому, а также солистам балета Музыкального театра Татьяне Чернобровкиной и Георги Смилевски. Лауреатами стали руководители оркестров Александр Рудин (Musica Viva) и Михаил Хохлов («Гнесинские виртуозы»). Свои первые в жизни премии получили актер Валерий Баринов, в последние годы с особым блеском выступавший на сцене Малого театра, и драматург Алексей Казанцев (вместе с Михаилом Рощиным награжденный за организацию Центра драматургии и режиссуры). Лауреатами стали и создатели уникального кукольного театра «Тень» Илья Эпельбаум и Майя Краснопольская. Хватило и заслуженных награждений, и премий «по особым критериям», и премий в стиле «нельзя не наградить».
Лужков пытался шутками скрасить партикулярную скуку мероприятия и чрезмерное желание некоторых лауреатов настоять на своей исключительной любви к Юрию Михайловичу. Один из лауреатов подарил московскому главе голубенький коллаж, на котором все новейшие достопримечательности Москвы как бы рождаются из лысой головы мэра, как Афина Паллада некогда зародилась из головы Зевса. Увидев подношение, Лужков изобразил на лице удивительно кислую мину, но дароносец предпочел этого не заметить.
Еще один знатный лауреат, Святослав Бэлза, человек, который умеет говорить красиво, выдал велеречивый спич о том, что наш Лужков может «петь с Минелли, танцевать с Бабкиной и цитировать Скрябина». Сообщение взволновало мэра, и он рассказал, во имя чего он бросился подпевать Лайзе. Американка мечтала спеть «Калинку» по-русски, но не все у нее получалось. И тогда Лужков на пару с Кобзоном особенно усердно и громко старались пропеть фразу «В саду ягода-малинка моя». У Лайзы первая буква в слове «сад» выходила звонче (проще сказать: у Лайзы тут отчетливо выходило: «в заду»).