Время новостей
     N°224, 07 декабря 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.12.2010
Все версии хороши
Эксперты и следователи пока не смогли выяснить причины аварии Ту-154 в Домодедово
«Ространснадзор», «Росавиация» и махачкалинская транспортная прокуратура вчера начали внеплановые проверки авиакомпании «Авиалинии Дагестана», чей самолет Ту-154М в субботу потерпел аварию в столичном аэропорту Домодедово. В результате ЧП, как уже сообщалось, погибли два пассажира и еще более 80 получили травмы. Тем временем следственные органы до сих пор не определились с приоритетной версией случившегося и называют по меньшей мере пять возможных причин аварии.

Пассажирский Ту-154М «Авиалиний Дагестана» в субботу должен был выполнить рейс из московского аэропорта Внуково в Махачкалу. Лайнер, на борту которого было 172 человека, поднялся в небо в 14.07, но еще при наборе высоты все три двигателя самолета начали работать с перебоями, а затем двое из них отключились. Экипаж принял решение вернуться в Москву и совершить посадку в ближайшем от себя аэропорту Домодедово. К моменту посадки из-за отказавших двигателей у Ту-154 не работала навигационная система, и ввиду густой облачности летчикам приходилось ориентироваться лишь на указания диспетчера. Самолет коснулся земли с «перелетом» и, имея, кроме того, почти 20 "лишних" тонн невыработанного топлива, выкатился на земляную полосу безопасности. Проехав почти 500 метров, Ту-154 наткнулся на небольшой холм, после чего развалился на несколько частей. В результате погибли два человека -- скончавшаяся от сердечного приступа 80-летняя Роза Гаджиева, мать члена Конституционного суда РФ Гадиса Гаджиева, и 50-летний Гаджимурад Магомедов, старший брат главы Дагестана Магомедсалама Магомедова. Травмы получили более 80 человек, 39 из которых вчера еще оставались в больницах.

«На данный момент с места происшествия изъяты и переданы для изучения в Межгосударственный авиационный комитет (МАК) бортовые самописцы, произведены осмотры топливозаправщика и территории склада ГСМ аэропорта Внуково, -- сообщили вчера в СКП. -- Изучаются изъятые видеозаписи посадки самолета. В Сургуте изымаются образцы топлива с борта воздушного судна, которое вылетело из аэропорта Внуково и заправлялось из той же емкости, что и аварийный Ту-154. В Дагестане изымаются документы его летной эксплуатации. На Внуковском авиаремонтном заводе изъята документация, касающаяся ремонта поврежденного самолета. Допрошены члены экипажа, в том числе командир воздушного судна, и около 100 потерпевших. В ходе расследования будут проверены все возможные версии. К ним относятся техническая неисправность самолета перед вылетом, отказ узлов и агрегатов во время полета, ошибка экипажа, некачественное топливо, сложные метеоусловия и иные версии. Однако на данный момент СКП не выдвигает ни одну из них в качестве приоритетной».

Вчера экспертам по-прежнему не удалось найти речевой самописец Ту-154, который фиксирует переговоры экипажа. Два других «черных ящика» -- параметрический и аварийный -- были найдены почти сразу и эксперты МАК уже начали их расшифровку.

Вчера же в Интернете появилась запись интервью штурмана Ту-154 Марата Кампаева, который рассказал, что происходило на борту лайнера перед аварией. По его словам, двигатели самолета после взлета остановились вовсе не сами, как сообщалось ранее, а их отключил именно экипаж. «Минут через десять, после того как мы вылетели из Внуково, начали «моргать» датчики давления топлива первого и третьего двигателя, -- рассказал г-н Кампаев. -- Мы обратились к бортинженеру, но он сказал, что все показатели в норме -- давление топлива и масла есть, обороты держит. Датчики давления продолжали мигать, и вскоре обороты двигателей все же начали падать. Мы решили возвращаться и согласовали это с диспетчерами. Тут обороты начали падать и у третьего двигателя. Мы сами отключили первый и третий двигатель, чтобы избежать их возгорания». По словам штурмана, после приземления лайнер проехал по ВПП всего несколько десятков метров, после чего почти выкатился на полосу безопасности, по пути едва не угодив в овраг и не повредив коммуникации аэропорта.

Вчера же махачкалинская транспортная прокуратура, «Росавиация» и «Ространснадзор» объявили о начале внеплановых проверок «Авиалиний Дагестана». В «Росавиации» собираются проверить авиакомпанию на предмет состояния организации летных работ и поддержания летной годности воздушных судов. Транспортная прокуратура проверяет авиакомпанию на предмет соблюдения требований законодательства о безопасности полетов, в том числе при эксплуатации воздушного судна, и по факту аварийной посадки самолета. Региональным подразделениям Госавианадзора также поручено проверить состояние, документацию и остаток ресурсов самолетов Ту-154, состояние топливозаправочных комплексов аэропортов и их готовности к работе в зимний период, а также наличие в аэропортах средств противооблединительной обработки самолетов перед вылетом.

Как пояснил вчера представитель «Ространснадзора» Олег Кулеш, плановые проверки авиакомпаний, которые всегда согласуются с прокуратурой, ведомство проводит раз в три года. Последний раз «Авиалинии Дагестана» проверяли этим летом, и тогда комиссия во главе с начальником управления Госавианадзора составила десять инспекторских предписаний на нарушения в работе компании. «Я затрудняюсь сказать, о каких именно нарушениях тогда шла речь и как потом отреагировала на них авиакомпания, но в любом случае это очень серьезно», -- отметил г-н Кулеш.

Анатолий КАРАВАЕВ