Время новостей
     N°223, 06 декабря 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.12.2010
Поселение заступников
Осужден еще один последователь милиционера-разоблачителя Дымовского
Городской суд Сыктывкара (Республика Коми) в пятницу приговорил к полутора годам колонии-поселения бывшего зампрокурора Ухты Григория Чекалина, признав его виновным в лжесвидетельстве (ст. 307-2 УК РФ). В ноябре прошлого года он прославился как один из первых последователей новороссийского майора милиции Алексея Дымовского, положившего начало практике видеообращений через Интернет к руководству страны по поводу коррупции в правоохранительной системе. Причем г-н Чекалин тогда пожаловался не «вообще», а по поводу конкретного уголовного дела -- о поджоге в 2005 году в Ухте торгового центра «Пассаж», в результате которого погибло 25 человек. Он участвовал в этом расследовании и в своем обращении к президенту страны сообщил, что материалы дела были сфальсифицированы и осуждены за поджог были невиновные.

Но в итоге следствие, а теперь и суд решили, что фальсификацией занимался как раз сам г-н Чекалин. Примечательно, что две недели назад был осужден и бывший сотрудник МВД Коми Вадим Евсеев, который также заявлял о фальсификации дела о поджоге ухтинского «Пассажа».

Видеообращение бывшего зампрокурора Ухты появилось в Интернете 12 ноября прошлого года, на следующий день после того, как с аналогичным посланием выступил Михаил Евсеев. Экс-милиционер рассказывал о «беспределе» в республиканских прокуратуре и милиции и особое внимание уделил делу о поджоге «Пассажа».

Торговый центр в Ухте сгорел 11 июля 2005 года, при пожаре погибло 25 человек. Эксперты пришли к выводу, что «Пассаж» подожгли намеренно, а вскоре были задержаны подозреваемые -- 19-летние местные жители Коростелев и Пулялин. По данным следствия, они действовали по заказу предпринимателей братьев Махмудовых -- Фахрутдина, Асрета и Магомеда. Первые двое вскоре были арестованы, а Магомед объявлен в розыск. Летом прошлого года Коростелев и Пулялин были осуждены к пожизненному заключению.

Сами они вины не признавали, и на их защиту встал участвовавший в расследовании этого дела Евсеев. По его данным, заказали и совершили поджог совсем другие люди, которые таким образом хотели уничтожить улики в своем магазине в «Пассаже», опасаясь обыска по делу о махинациях. Причем, по словам г-на Евсеева, он лично приезжал в Верховный суд РФ, когда там рассматривалась кассация на приговор Коростелеву и Пулялину, но суд отклонил ходатайство о его допросе.

Григорий Чекалин также заявил, что по делу о поджоге в Ухте осуждены невиновные, а материалы против них сфальсифицированы, и еще в 2007 году, будучи зампрокурора города, он дал на этот счет официальные показания. Но слушать гг. Евсеева и Чекалина начальство не стало, а, наоборот, настояло на их увольнении.

«Я знаю, что в отношении меня сейчас будет возбуждено уголовное дело за якобы дачу мною ложных показаний в процессе по поджогу торгового центра», -- заявил год назад г-н Чекалин и не ошибся. В декабре 2009 года прокуратура Коми провела проверку, которая не подтвердила изложенные г-ном Чекалиным факты, после чего и появилось дело о лжесвидетельстве. 1 февраля он был задержан в Москве, доставлен в Сыктывкар и по решению суда отпущен под залог. Как утверждали следователи, выступая с видеообращением, г-н Чекалин действовал в интересах предполагаемых заказчиков поджога братьев Махмудовых.

Сам он утверждал, что Махмудовых пытаются посадить за отказ делиться бизнесом с местными силовиками, но Сыктывкарский горсуд поверил следствию. Недавно же на год и три месяца лишения свободы был осужден и Михаил Евсеев. Его признали виновным в разглашении гостайны. Кроме того, на Евсеева завели и еще одно дело -- о нападении на мирных жителей Чечни, где в 2004 году он находился в командировке. Это расследование пока не завершено.

Примечательно, что практически никто из последователей майора Дымовского, решившихся, как и он, открыто рассказать о злоупотреблениях и «беспределе» в своих подразделениях, не избежал претензий со стороны руководства. Так, самого г-на Дымовского сначала назвали невменяемым и даже заподозрили в связях с иностранными спецслужбами, а потом возбудили против него дело о мошенничестве (позже оно было закрыто). У уже бывших сотрудников столичного ГИБДД Вадима Смирнова и сотрудницы ГУВД Свердловской области Татьяны Домрачевой после видеообращений к руководству страну «вдруг» нашли массу «серьезных дисциплинарных нарушений», а последнюю обвинили в клевете. Бывшему сотруднику того же Свердловского ГУВД Игорю Коныгину напомнили, что он «уже был осужден за злоупотребления». Экс-сотрудник Сочинской военной прокуратуры Александр Попков оказался фигурантом дела о самовольном оставлении места службы, а в отношении тольяттинского участкового Алексея Мумолина началась служебная проверка.

Сергей МИНЕНКО