|
|
N°223, 06 декабря 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Жесткая посадка
Особенности рельефа спасли пассажиров аварийно приземлившегося в Домодедово Ту-154 от гибели
Эксперты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) вчера приступили к расшифровке «черных ящиков» пассажирского самолета Ту-154 компании «Авиалинии Дагестана» (South East), днем в субботу потерпевшего крушение при аварийной посадке в столичном аэропорту Домодедово. В целом картина возникшей на его борту чрезвычайной ситуации уже установлена. Как выяснилось, вскоре после взлета из другого московского аэропорта -- Внуково -- у лайнера, выполнявшего рейс Москва--Махачкала, отказали два из трех двигателей, генераторы и навигационная система. В результате экипаж практически вслепую, только по наводке диспетчеров, пошел на экстренную посадку в Домодедово. Самолет смог более-менее успешно приземлиться, но выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы (ВПП) и развалился на несколько частей. В результате, согласно окончательным данным властей, два человека погибли и более 80 пострадали.
Что стало причиной ЧП, правда, до сих пор непонятно. С одной стороны, специалисты очень высоко оценили действия экипажа лайнера, который, по их мнению, сделал все возможное, чтобы спасти жизни людей. С другой, следствие рассматривает разные версии случившегося -- не только технической неисправности, но и ошибки пилотирования.
Ту-154 с бортовым номером RA-85744 в субботу должен был выполнить рейс №372 по маршруту Москва--Махачкала. На борту лайнера находились 169 человек (по другим данным 172), в том числе девять членов экипажа. Уже вчера МАК опубликовал первые данные расшифровки двух найденных на месте ЧП бортовых самописцев. «На борту находилось примерно 19,5 т топлива, -- говорится в сообщении МАК. -- Взлет был произведен в 14.08. Примерно в 14.16 после набора высоты около 6500 м начали регистрироваться колебания в подаче топлива всех трех двигателей. На высоте около 9 тыс. м произошло выключение первого и третьего двигателей, после чего экипаж приступил к снижению для выполнения вынужденной посадки. После периода неустойчивой работы работоспособность второго двигателя восстановилась и сохранялась вплоть до приземления самолета в 14.36».
По данным «Росавиации», после выхода из строя двигателей экипаж Ту-154 вместе с диспетчерами приняли решение об экстренной посадке в аэропорту Домодедово, который оказался на тот момент ближе. Из-за выхода из строя навигационного оборудования и плотной облачности летчики не только не смогли сориентироваться по приборам, но и видеть посадочные огни, и действовали лишь по указаниям диспетчеров.
В целом экипаж смог успешно зайти на посадку, но не попал точно в створ взлетно-посадочной полосы. В результате лайнер с «перелетом» приземлился на правой боковой полосе безопасности (участок земли, примыкающий к ВПП). Поскольку двигатели не работали и тормозить при помощи обратной тяги пилоты не могли, а общая масса самолета из-за неизрасходованного топлива была намного выше допустимой, машина на большой скорости выкатилась за пределы ВПП. «На удалении примерно 100 м до бетонного ограждения аэродрома на пути самолета встретилось естественное препятствие -- холм, в результате столкновения с которым самолет разрушился на три большие части», -- сообщили в «Росавиации». Специалисты уже заявили, что, если бы не этот холм, почти полностью заправленный керосином Ту-154 на большой скорости врезался бы в забор, и в этом случае мощного взрыва, скорее всего, избежать бы не удалось.
Эвакуация пассажиров, занявшая почти час, была осложнена тем, что у лайнера не сработал ни один из аварийных трапов. В итоге и без того травмированным и шокированным людям пришлось прыгать вниз прямо из эвакуационных выходов или с крыльев, причем некоторые из них, поскользнувшись на вытекшем керосине или неудачно упав, получали новые травмы и переломы. Кроме того, по словам очевидцев, некоторые раненые также были извлечены силами самих пассажиров Ту-154. Во время эвакуации ситуация осложнялась тем, что из поврежденных баков продолжал вытекать керосин, что усиливало панику -- любая искра могла обернуться взрывом.
Согласно официальным данным, в результате аварии погибли два человека -- скончавшаяся от сердечного приступа 80-летняя Роза Гаджиева, мать члена Конституционного суда РФ Гадиса Гаджиева, и 50-летний бизнесмен Гаджимурад Магомедов, являющийся старшим братом президента Дагестана Магомедсалама Магомедова. Он летел в бизнес-классе недалеко от кабины пилотов и, получив серьезные травмы, скончался по дороге в больницу. Всего травмы получили около 87 человек. По состоянию на утро воскресенья 54 из них оставались в больницах, состояние пятерых медики оценивали как тяжелое. В числе пострадавших оказались летевшие этим рейсом министр юстиции Дагестана Азади Рагимов, депутат Народного собрания Дагестана Владимир Ашурбеков, а также ректор Дагестанского государственного педагогического университета Джафар Маллаев.
Спасшиеся пассажиры позже охотно делились с журналистами пережитыми эмоциями, рассказав, что уже с самого начала полет проходил не совсем обычно -- самолет долго не мог набрать высоту, его постоянно качало и трясло. Бортпроводники, видимо, опасаясь паники, сообщили пассажирам, что самолет лишь попал в зону турбулентности. «Паники не было. Нас просто попросили пристегнуться. Мы летели в облаках, ничего не видели. Потом резко вынырнули уже у самой земли и почувствовали удар», -- рассказал один из пассажиров.
По факту ЧП Московское межрегиональное следственное управление на транспорте СКП возбудило уголовное дело о «нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта». Официально в СКП сообщили, что рассматривают все версии случившегося и ни одна из них не является приоритетной. Неофициально источники, близкие к следствию, называли три основные версии ЧП: техническая неисправность самолета перед вылетом, отказ узлов и агрегатов во время полета и ошибка экипажа. «Следствие изъяло предполетную документацию и другие материалы. Предварительное изучение говорит о том, что экипаж принял решение вылететь с двумя неисправностями, которые были на самолете», -- заявил источник РИА Новости, не уточнив, однако, о каких именно неисправностях идет речь.
Вчера же появилась неофициальная информация, что проблемы у Ту-154 возникли еще во время предполетной подготовки вылета из Махачкалы -- тогда авиатехникам в экстренном порядке прямо на взлетном поле якобы пришлось исправлять неполадки в двигателе. После тестирования было принято решение не менять самолет, и до Внуково он добрался без происшествий.
Кроме того, было озвучено еще несколько версий причин отказа двигателей Ту-154. По одной, это могло произойти из-за некондиционного топлива. Но в аэропорту Внуково на это сообщили, что по результатам уже проведенного экспресс-анализа бочки, из которой был заправлен Ту-154, «топливо полностью соответствовало ГОСТу». Кроме того, выяснилось, что другие самолеты, также заправлявшиеся из этой бочки, успешно прибыли в пункты назначения.
По другой версии, экипаж при наборе высоты якобы мог забыть включить насосы подкачки топлива, из-за чего в систему попал воздух, что и привело к остановке двигателей. Правда, тогда непонятно, почему отключились не все, а лишь два двигателя.
Сами пассажиры Ту-154, а также многие эксперты единогласно отметили высококлассные действия экипажа во главе с командиром воздушного судна 60-летним Закаржа Закаржаевым, который в тяжелейшей ситуации смог посадить лайнер с минимальными потерями. Как сообщили в «Дагестанских авиалиниях», г-н Закаржаев является самым опытным пилотом компании, имея общий налет порядка 17,5 тыс. часов. Второй пилот Магомед Шамалов имеет общий налет почти 3,5 тыс. часов, из них -- 1,15 тыс. на Ту-154. Оба пилота, а также штурман и бортинженер также получили травмы и пока находятся в больницах.
Борт RA-85744 был выпущен в 1992 году на самарском заводе «Авиакор». В 2009 году самолет прошел капитальный ремонт на Внуковском авиаремонтном заводе. Примечательно, что всего две недели назад именно на этом лайнере летали в Воронеж на матч со сборной России футболисты сборной Бельгии.
Тем временем вчера утром в Махачкалу доставили тела двух погибших в авиакатастрофе. Тело Гаджимурада Магомедова отвезли в его родовое селение Леваши, где вчера же прошли похороны. Чуть позже в Махачкале приземлился еще один самолет -- резервный борт «Авиалиний Дагестана», доставивший из Москвы 41 человека из числа пассажиров Ту-154, которые имели физическую возможность и изъявили желание лететь в Дагестан.
Вчера весь день на месте ЧП продолжали работать следователи и эксперты. При этом вчера так и не удалось найти третий «черный ящик», который ведет аудиозапись разговоров в кабине пилотов. Пока специалисты МАК изучают записи двух других бортовых регистраторов -- параметрического и аварийного.
Аварийная посадка в Домодедово стало уже вторым крупным авиационным происшествием с Ту-154 за последние месяцы. 7 сентября пассажирский Ту-154 авиакомпании «Алроса», выполняя рейс из якутского города Удачный в Москву, совершил аварийную посадку в поселке Ижма в Республике Коми. Через несколько часов после взлета у лайнера внезапно полностью вышла из строя система электроснабжения, в результате чего отключились все приборы, радиосвязь и топливные насосы. В критической ситуации летчики сами сумели найти в тайге место для вынужденной посадки -- на заброшенном военном аэродроме, который не только не предназначен для приема самолетов подобного типа, но и начал зарастать лесом. В результате никто из находившихся на борту 81 человека не пострадал, и уже недавно пилотам лайнера были присвоены звания Героев России. Причиной ЧП, как выяснилось, стала неисправность аккумуляторов, что привело к короткому замыканию в электросети самолета.
Анатолий КАРАВАЕВ