Российское автолобби празднует победу. В минувшую пятницу Михаил Касьянов подписал постановление о повышении пошлин на иномарки старше семи лет. Через месяц оно вступит в силу. По мнению Белого дома, после этого ввоз в страну таких автомобилей устремится к «нулю»-- для покупателя это станет экономически невыгодным. Их конечная цена сравняется с ценой автомобилей возрастом от 3 до 7 лет.
Для физических лиц пошлины на иномарки старше 7 лет повысятся следующим образом: при объеме двигателя до 2,5 тыс. куб. см -- с 0,85 до 2 евро, свыше 2,5 тыс. куб. см -- с 1,4 до 3 евро за куб. см. Правда, Белому дому удалось устоять перед напором автолобби, требовавшего, чтобы запретительные барьеры возникли на пути и всех остальных иномарок: на машины возрастом от 3 до 7 лет пошлины практически не меняются. Если автомобиль ввозит физическое лицо и объем двигателя не превышает 2,5 тыс. куб. см, то ставка составит 0,85 евро за куб. см. При объеме двигателя свыше 2,5 тыс. куб. см -- 1,4 евро за «кубик». Повезло и тем, кто намерен приобрести автомобиль в возрасте до 3 лет, -- пошлина сохранена на уровне 25% от стоимости машины.
Тем не менее решение правительства затрагивает значительный сегмент авторынка. Согласно приведенной в концепции развития российского автопрома статистике, из 450 тыс. ввезенных в Россию в 2001 году автомобилей подержанных было примерно 360 тысяч. По оценкам автодилеров, занимающихся перегоном и продажей подержанных иномарок, на авто старше 7 лет приходится 20--30% всего рынка. Несложно подсчитать: только в прошлом году в страну ввезено от 70 тыс. до 110 тыс. таких машин.
Теперь этот поток может радикально сократиться. Даже самый дешевый импортный автомобиль (ввезенный после вступления постановления в силу) будет стоить дороже новых «Жигулей» -- базового автомобиля российского автопрома. То есть с октября у автомобилей российского производства конкурентов просто не будет. Тем, кто намерен затратить на машину не более 4 тыс. долларов, не остается ничего иного, кроме как «покупать отечественное».
Повышение пошлин на иномарки, по мнению правительства, должно привести к «созданию условий, обеспечивающих развитие российской автомобильной промышленности, ее интеграцию в мировое автомобилестроение, а также повышение эффективности современной конкурентоспособной автомобильной техники». Во всяком случае, именно так принятие этой меры объясняется в концепции развития автомобильной промышленности России до 2010 года.
Правда, в ней предусматриваются и другие меры. Например, снижение таможенных пошлин на технологическое оборудование для автомобилестроения, не производимое в России. Или «оптимизация» пошлин на ввозимые компоненты и материалы для промышленной сборки автомобильной техники. В концепции есть еще много вариантов, которые действительно могли бы, не снижая конкуренции, помочь российским производителям повысить «эффективность современной конкурентоспособной автомобильной техники».
Но Белый дом пошел навстречу автопрому, жаждавшему прежде всего разобраться с прямыми конкурентами. Кстати, об этом тоже говорится в концепции: «Главным фактором, обеспечивающим привлекательность отечественной автомобильной техники, является ее сравнительно низкая цена. Однако ввозимая из-за границы в значительных объемах бывшая в эксплуатации автомобильная техника составляет серьезную конкуренцию отечественной продукции».
В любом случае, первым результатом повышения пошлины стали активные слухи о грядущем подорожании отечественных автомобилей. Именно этого и опасался Михаил Касьянов, в течение нескольких месяцев отказывавшийся ставить точку в вопросе о пошлинах на поддержанные иномарки. «Мы не можем поддерживать неэффективное производство за счет автолюбителей», -- заявлял премьер в ходе поездки в Набережные Челны в июне. Он заставил Минпромнауки и Минэкономразвития переделать концепцию развития автопрома, требовал конкретных обязательств по повышению качества продукции, по расширению модельного ряда, по увеличению объемов производства. В итоге г-н Касьянов подписал доработанную концепцию только 16 июля, хотя «в основном» правительство одобрило документ еще в марте. После того как 8 июля в Саранске Владимир Путин заявил о необходимости срочно поддержать отечественного автомобилестроителя, тянуть с концепцией премьер уже не мог. Однако непосредственно само постановление о повышении пошлин не подписывал еще полтора месяца.
При этом, по имеющимся у газеты «Время новостей» данным, отечественный производитель не намерен останавливаться на достигнутом. Воскрешена идея покончить с присутствием в стране последнего конкурента «Жигулям» и «Волгам» -- иномарок с правым рулем. Праворульные автомобили даже моложе семи лет стоят на московском рынке дешевле. Еще дешевле они стоят на Дальнем Востоке, где таких машин до 80%. Запретить правый руль в начале 90-х годов пытался Виктор Черномырдин. Сейчас эта инициатива возрождается вновь. Она содержится в проекте плана по реализации концепции развития автомобильной промышленности, который уже находится на согласовании в заинтересованных министерствах и ведомствах.
Стоимость самых популярных моделей иномарок после введения пошлин
Модель |
Объем двигателя, куб. см. |
Пошлина до повышения, евро |
Пошлина после повышения, евро |
Цена ввезенного автомобиля до повышения пошлин, USD |
Цена ввезенного автомобиля после повышения пошлин, USD* |
Volkswagen Golf II, 1992 г. в. |
1,8 л |
1 530 |
3 600 |
3 000 |
5 070 |
Volkswagen Passat B4, 1994 г. в. |
2,0 л |
1 700 |
4 000 |
7 500 |
9 800 |
Toyota Corolla, 1994 г. в. |
1,6 л |
1 360 |
3 200 |
4 600 |
6 440 |
Audi-80 В4, 1994 г. в. |
1,6 |
1 360 |
3 200 |
6 700 |
8 540 |
Audi-100/45, 1994 г. в. |
2,3 |
1 955 |
4 600 |
6 900 |
9 545 |
Opel-Vectra, 1994 г. в. |
2,0 |
1 700 |
4 000 |
5 500 |
7 800 |
Mercedes-Benz-190Е, 1993 г. в. |
2, 0 |
1 700 |
4 000 |
3 900 |
6 200 |
BMW 318i, 1994 г. в. |
1,8 |
1 530 |
3 600 |
6 500 |
8 570 |
Toyota Carina Е, 1994 г. в. |
2,0 |
1 700 |
4 000 |
6 200 |
8 500 |
Ford Mondeo, 1994 г. в. |
1,8 |
1 360 |
3 200 |
4 500 |
6 340 |
Mitsubishi Pajero 3000 V6 GLX, 1993 г. в. |
3,0 |
3 500 |
7 500 |
9 500 |
13 500 |
* 1 евро принимается равным 1 доллару США