Время новостей
     N°222, 03 декабря 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.12.2010
«Кельтский тигр» с глубоким шрамом
Ирландию ждут трудные времена
Европейский центробанк вчера обсудил ситуацию, сложившуюся после выделения на днях Евросоюзом 85 млрд долл. на финансовую стабилизацию Ирландии. Почти сразу же стало ясно, что мера не сработала: курс евро к доллару во вторник упал до минимального уровня за 10 недель, большинство фондовых индексов стран Западной Европы снизились, появились признаки возникновения системного кризиса в зоне евро. В самой Ирландии эффект от кризиса, обрушившегося на население, можно сравнить с тяжелым похмельем. Каждое утро просыпаешься с головной болью, но не от злоупотребления алкоголем, а от вопросов, на которые нет ответов: где найти работу? как свести концы с концами? что будет завтра?

Не могу сказать, что лица людей, которых я встречал на улицах Дублина, были отмечены печатью разочарования и пессимизма -- ирландцы не потеряли способность улыбаться, целоваться с возлюбленными и едко острить. Но едва заговоришь с администратором гостиницы или соседом по столику в кафе, как разговор тут же заходит о кризисе и связанных с ним темами безработицы, повышения налогов и сокращения госрасходов. И еще одна деталь, знакомая россиянам по кризису 1998 года: собеседник обязательно поинтересуется у иностранца, когда все это кончится и что будет дальше? «Это естественно, -- объясняет «Времени новостей» известная ирландская писательница Рут Дадли-Эдвардс, -- люди пытаются понять масштаб постигшей их катастрофы и когда они из нее выберутся. Все знают, что надо затягивать пояса, но не задохнуться бы!»

Беды Ирландии начались в тот момент, когда их никто не ждал. С начала 1990-х годов экономика этой небольшой островной страны с четырехмиллионным населением развивалась успешно и вскоре вырвалась на одно из первых мест в Европе -- да так, что в 1994 году британский экономист Кевин Гардинер по аналогии с «азиатскими тиграми» окрестил Ирландию «кельтским тигром». Правда, от внимания многих ускользнуло то, что главным локомотивом «ирландского чуда» был строительный сектор. Ирландские банки под низкие ставки легко выдавали девелоперам огромные кредиты, на которые те возводили жилье. Дальше все пошло по американскому сценарию: вызванный глобальной рецессией кризис 2008 года привел к краху банковскую систему, которая потянула за собой всю экономику. Цены на недвижимость упали на 60%, дефицит бюджета составил 32% от валового внутреннего продукта и «бьет рекорд» еврозоны.

В банковском секторе ситуация просто катастрофическая: взятые за границей кредиты равны 80% от ВВП страны, то есть выкупить эти долги сама Ирландия не в состоянии. Спасти тяжело больного «кельтского тигра» могут лишь его соратники по Евросоюзу: упомянутую астрономическую сумму в 85 млрд евро (113 млрд долл.) соберут не только страны еврозоны, но также Великобритания, Швеция и Дания, а еще 35 млрд даст Международный валютный фонд.

Но за эту щедрую помощь Ирландии придется заплатить высокую цену. Озвученный премьер-министром Брайаном Коуэном (на снимке) план жестких антикризисных мер, необходимых для финансового восстановления страны, предусматривает экономию в течение четырех лет 10 млрд евро. Еще 5 млрд евро поступят в казну от увеличения налогов. Ирландцев ждет ликвидация 24 750 рабочих мест в бюджетной сфере, уменьшение расходов на соцобеспечение на 2,8 млрд евро. Наибольшая экономия будет достигнута за счет сокращения госрасходов на зарплату, пенсии и разные пособия. Домовладельцам за их жилье придется платить до 200 евро в год. Еще правительство урежет минимальную заработную плату до 7,65 евро в час и повысит налог на добавленную стоимость до 24% в 2014 году. Между тем с начала глобального кризиса госрасходы в Ирландии уже урезаны на 15 млрд евро. Премьер уверен, что его план направлен на «рост экономики и поддержку тех ее секторов, которые успешно работают», что он даст людям определенность и укрепит их веру в будущее. «Мы можем прорваться через все это, и мы прорвемся, как уже прорывались в прошлом, -- сказал глава кабинета. -- Мы любим нашу страну и хотим обеспечить будущее нашим детям».

Но далеко не все ирландцы разделяют оптимизм Брайана Коуэна. В минувшую субботу на улицы Дублина вышло не менее 50 тыс. человек, не довольных правительственными мерами жесткой экономии и кабальными условиями займов, предоставленных ЕС и МВФ. Организовавший эту демонстрацию Ирландский конгресс профсоюзов (ИКП) считает, что нельзя перекладывать на плечи населения вину за допущенный властями экономический провал. «Разве люди виноваты в том, что банки в погоне за сверхприбылями набирали кредиты, за которые не могут расплатиться? -- сказал «ВН» ответственный представитель ИКП Фил Макфадден. -- Как могло правительство допустить вздутие «пузыря недвижимости»? Теперь оказывается, что расплачиваться по счетам должны простые ирландцы -- те, кто и так еле сводит концы с концами. Это несправедливо. Премьер тут сказал, что мы не должны стыдиться нашего провала, будто это мы во всем виноваты. Нам нужно новое правительство, которое исправит допущенные ошибки и не позволит населению обеднеть».

Вечером в пабе около гостиницы бармен рассказал мне, что за весь день не продал ни одной порции виски. «Только пиво, да и то больше одной пинты никто не берет, -- грустно улыбнулся он. -- Доходы пабов и ресторанов сильно уменьшились. Многие закрываются. Такое ощущение, что вся жизнь летит вверх тормашками. И все этот проклятый кризис!». «Обиднее всего, что последние 20 лет были самыми экономически благоприятными в нашей истории, -- поделилась своими мыслями писательница Рут Дадли-Эдвардс. -- Знаете, в прошлом ирландцы ведь редко когда ели досыта. Угроза бедности часто стояла у порога многих семей. Оттого и уезжали за границу в поисках лучшей жизни. Вот и получилось, что за границей живет сегодня в несколько раз больше ирландцев, чем на родине. Поскольку в Ирландии не было крупных морских портов, то уезжали через английский Ливерпуль, чем немало обогатили этот город. А тут впервые пошел обратный процесс: эмигранты стали возвращаться, покупать здесь жилье, открывать дело. Казалось, трудное прошлое навсегда осталось позади. И вдруг опять густые тучи. Все это отражается на психологическом состоянии людей. Чем бы ни закончился кризис, он оставит глубокий шрам в нашем национальном сознании».

Зураб НАЛБАНДЯН, Дублин