|
|
N°219, 30 ноября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Монологи и вечеринки
Сегодня открывается фестиваль «Цех»
Десятый год подряд в декабре в Москву приезжают лучшие российские труппы, занимающиеся современным танцем, и привозят сотворенные в прошлом сезоне премьеры. Иногда не в прошлом сезоне даже, а вот только что: в этот раз самой свежей работой будет сделанный месяц назад спектакль Татьяны Багановой «Спящая красавица». Гранд дама российского контемпорари для постановки в собственном театре «Провинциальные танцы» не стала брать музыку Чайковского, фонограмма собрана из произведений пяти современных композиторов (в основном американских). Сюжет тоже к привычной сказке отношения не имеет -- впрочем, он, как всегда у Багановой, балансирует на грани сновидения и роуд-муви. Впрочем, «Спящей красавицей» фестиваль закроется (спектакль будет показан в Центре им. Мейерхольда 12 декабря). Этакий запланированный звонкий аккорд в финале протяженной и прихотливо меняющей настроение фестивальной пьесы.
Первая половина феста отдана иноземцам: с сегодняшнего вечера и до воскресенья в Москве гастролируют труппы молодых французских хореографов. Впрочем, «труппы» -- это громко сказано: спектакли на несколько человек нам покажет только Эмануэль Гат. Две его одноактовки -- «Весна священная», пересказанная языком сальсы, языком бойкой вечеринки, и «Зимний путь», где Шуберт стал сообщником тонко прорисованного гейского дуэта, -- исключение, а не правило: все остальные сочинения -- монологи.
Иногда в буквальном смысле: в сегодняшней одноактовке «Седрик Андрие» танцовщик, именем которого названа постановка, ходит по сцене и рассказывает о своей жизни -- гораздо более, чем танцует в привычном смысле слова. Чаще -- все же в переносном: более на сцене никто не раскрывает рта, но женские истории, воплощенные в одноактовках «Желтая звезда», Gwiazda (в переводе с польского -- «звезда», в фонограмме соответствующая песенка), «Ворон» концентрируют внимание на одной-единственной артистке, ее манере двигаться. Мужские же монологи менее эгоцентричны -- «Зарбат» Браима Бушелагема, рассказанный языком хип-хопа, повествует о рано ушедшем отце хореографа, игроке, гуляке и вольнодумце, а «Пресс» Пьера Ригаля, где танцовщик существует во все сужающемся пространстве, -- об ужасах офисной жизни под давлением начальства.
Российская часть программы включает в себя не только монологи и дуэты (более «экспериментальная» часть феста, прописанная в Актовом зале), но и большие спектакли -- те, что были самыми удачными в программе весеннего фестиваля «Интраданс». «Следующий» Асьера Забалеты, сделанный в Челябинске, «Мирлифлор» Карин Понти в Костроме, True style петербуржского театра Ed (их покажут в Центре имени Мейерхольда). И еще одной важной частью феста станет показ танцевальных видеофильмов в кинотеатре 35 ММ -- там на пленке можно будет увидеть работы Доминика Багуэ, Даниэля Ларрье, Маги Марен и многих других сочинителей более старшего, уже легендарного поколения контемпорари.
Анна ГОРДЕЕВА