|
|
N°219, 30 ноября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сокращенный день
Для МВД наступает срок большой оптимизации
Завтра для руководства МВД России наступит очень ответственный день. Согласно указу президента Дмитрия Медведева, подписанному в феврале этого года в рамках реформы милиции, с 1 декабря должно вступить в силу положение о почти двукратном сокращении численности центрального аппарата ведомства. До недавнего времени она составляла почти 20 тыс. работников, теперь должна уменьшиться менее чем до 10 тыс. Эта мера стала, пожалуй, самой революционной в планах по «улучшению» российской милиции, знаменующих переход в ее работе «от количества к качеству». Еще в декабре 2009 года, давая старт реформе всей системы МВД, президент заявил, что «организация деятельности милиции не отвечает современным требованиям» и что к 2012 году ее общая численность должна быть уменьшена на 20%.
Правда, будет ли первый из намеченных на пути милицейской реформы результат достигнут именно завтра, до сих пор толком неясно. О сокращениях и попутной «оптимизации» структуры, которую МВД должно провести согласно указу президента, заговорили давно. Однако делалось это в очень «щадящем» режиме, без волевых и принципиальных решений. Судя как по официальным, так и по неофициальным данным, до сих пор массовых увольнений в МВД не происходило, сотрудники большинства подразделений министерства продолжают работать, как и раньше. И даже за день до прописанной в указе «большой оптимизации» никто не мог достоверно сказать, насколько численность центрального аппарата МВД уже снизилась и будет ли она 1 декабря соответствовать новому «нормативу». На данный момент, по имеющейся информации, не утверждены ни новое штатное расписание ведомства, ни его новая структура.
В результате накануне вступления в силу положения президентского указа, прописанного предельно ясно и четко, не было никаких намеков на то, что оно будет выполнено. С одной стороны, очевидно, что прямое неисполнение указа президента вряд ли оставит равнодушным его самого и кремлевскую администрацию. Тем более что речь идет о такой болезненной и насущной проблеме, как реформа милиции, старт которой был дан по личной инициативе Дмитрия Медведева. С другой стороны, милицейское начальство, без сомнения, постарается «сгладить» ситуацию, сославшись на те или иные технические трудности или иные объективные обстоятельства. В самом МВД, кстати, уже поползли слухи, будто руководство ведомства то ли договорилось, то ли пытается договориться о том, чтобы решение вопросов о сокращении центрального аппарата и утверждении его новой структуры было перенесено на более поздний срок, когда будет принят закон «О полиции РФ». (Предполагается, что он вступит в действие с 1 марта 2011 года.)
Впрочем, вне зависимости от того, как милицейское начальство выйдет из сложившейся ситуации, сама она является первым явным признаком, что реформа российской милиции уже с первых шагов начала вязнуть в бюрократической «трясине». И даже такое простое дело, как сокращение центрального аппарата МВД, оказалось связано с неразрешимыми, по крайней мере на текущий момент, проблемами. О том, что именно так все и произойдет, многие наблюдатели предположили сразу же после оглашения указов президента о милицейской реформе (см. «Время новостей» от 19 февраля).
За последнее десятилетие милицейское руководство смогло создать уникальную в плане казуистики и бюрократической изворотливости систему устройства своего ведомства. Сформировалась она в 2004 году, когда также было решено сократить управленческий состав. Формально эта задача была выполнена. Но одновременно МВД «пробило» идею создания новых подразделений -- многочисленных оперативно-розыскных бюро (ОРБ), центров и проч., которые формально в состав центрального аппарата не входят, но находятся в его прямом подчинении, официально существуя при министерстве.
Благодаря этому сложилась двухуровневая структура -- сам центральный аппарат МВД (действительно немногочисленный) и масса структур при нем. Разделение это оказалось формальным -- сотрудники обоих «уровней» работают в одних и тех же зданиях министерства (иногда они даже могут сидеть в общих кабинетах), получают примерно одну и ту же зарплату и прочие привилегии. Зато оно позволило, не привлекая постороннего внимания, в несколько раз «раздуть штаты» -- для структур «при МВД» было создано несколько тысяч новых «ставок». Причем в процентном соотношении больше всего увеличилось число начальников и генералов.
Однако если кто-нибудь начинал возмущаться, что в МВД, мол, сотрудников, в том числе бессмысленных начальников и генералов, все больше и больше, а порядка на улицах и в самой милиции от этого не прибавляется, милицейское руководство всегда имело готовый ответ. На такие претензии следовали заявления, что в центральном аппарате сотрудников не так уж и много -- столько, сколько определено руководством страны. По указу президента от 19 июля 2004 года, например, их должно было быть всего 2970 «единиц». О том, что в здании МВД реально работает в несколько раз больше людей (за счет структур, существующих при министерстве), просто умалчивали. В результате, когда год назад было объявлено о начале реформы милиции, в министерстве обнаружилось уже почти 20 тыс. работников.
С 1 декабря это число, согласно указу Дмитрия Медведева от 18 февраля 2010 года, должно уменьшиться до 9264. Но просто механически взять и сократить почти половину работающих в МВД оказалось крайне сложно из-за особенностей той же «хитрой» структуры ведомства. В ней ведущая роль отведена как раз структурам, существующим «при» (в основном это ОРБ), сотрудники которых и занимаются расследованием преступлений. У каждого из ОРБ при этом есть четкая специализация -- по борьбе с коррупцией, с преступлениями в финансовой сфере и т.д., каждое курируется тем ли иным руководителем министерства. Последние в свою очередь не составляют команду единомышленников, а каждый по отдельности являют в большинстве фигуры самостоятельные, имеющие связи или покровителей в той или иной «околокремлевской» политической группировке (а некоторые вообще являются давними соратниками Владимира Путина). Соответственно столь простое, на первый взгляд, дело, как «придумывание» новой структуры МВД, по сути, оборачивается переделом сфер политического влияния. В такой ситуации каждый из милицейских «тяжеловесов» имеет свой взгляд на то, как именно должна происходить «оптимизация» ведомства, и никто не хочет поступаться своей сферой, стараясь минимизировать сокращения «своих» подчиненных за счет «чужих».
По неофициальной информации, за последние месяцы в недрах МВД было подготовлено уже более десятка проектов новой структуры. Однако по большинству из них милицейским начальникам не удалось достичь консенсуса между собой. А по тем, которые хотя бы как-то устроили всех чинов МВД или были отправлены на согласование в обход «конкурентов», в администрации президента дали отрицательное заключение, поскольку, по имеющимся сведениям, они, по сути, либо мало что меняли, либо предполагали создание новой «хитрой» схемы взамен прежней.
В результате, по информации "Времени новостей", на данный момент четкого проекта нового «устройства» МВД нет, и ведомство все еще продолжает жить в прежнем виде и даже почти при прежней «раздутой» численности. Единственным достижением на этом направлении стала ликвидация двух департаментов министерства -- по обеспечению правопорядка на закрытых территориях и правопорядка на транспорте. Но и это сокращение стало далеко не полноценным, поскольку почти сразу было образовано новое подразделение -- Главное управление на транспорте.
В итоге продолжающаяся уже почти год реформа милиции на деле пока ограничилась лишь подготовкой закона «О полиции РФ», который должен прийти на смену действующему закону «О милиции». Что это изменит, правда, непонятно. Во-первых, новый закон принципиально ничем не отличается от старого. Во-вторых, беда российских милиционеров, как показывают все происходящие с их участием скандалы, вовсе не в том, что они работают с плохими законами, а в том, что эти законы (независимо от их качества) далеко не всегда выполняются.
Но даже и в такой, почти патовой ситуации, руководство МВД пока не унывает. На сайте министерства давно заведен раздел, посвященной реформе ведомства, который регулярно пополняется новостями. То, что они почти все посвящены исключительно все тому же закону «О полиции», милицейских чинов не смущает. Попутно в последнее время они развернули PR-компанию под условным девизом «Граждане, доверяйте милиции -- будущей полиции!», очевидно, лелея робкую надежду, что, как в свое время предположил один из политиков, «переименовав себя, милиция, может быть, переродится».
Виктор ПАУКОВ