|
|
N°218, 29 ноября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В ожидании большего
В Польше активно обсуждают заявление Госдумы по катынскому делу
Признание Госдумой расстрела польских офицеров 70 лет назад преступлением сталинизма стало в Польше главной политической новостью, обсуждение которой не прекращалось даже в выходные дни. Заявление российских парламентариев вызвало отклик у государственных деятелей всех уровней, политиков различных взглядов и стало предметом обсуждения всех польских СМИ.
Президент Польши Бронислав Коморовский заявил: «Надеюсь, что постановление Госдумы будет путевым знаком для российского государства». Премьер-министр Дональд Туск назвал документ «важным политическим жестом». Глава польского МИДа Радослав Сикорский заметил: «Мы рассчитываем, что этот политический жест будет иметь свои правовые последствия и поведет к выяснению всех механизмов катынского преступления и реабилитации его жертв».
Общий тон удовлетворения тем, что в утвержденном подавляющим большинством голосов российских депутатов документе говорится о тоталитарном режиме, сталинизме и репрессиях, попытались размыть представители главной оппозиционной силы -- партии «Право и справедливость» (ПиС). Ряды этой партии тают, она неуклонно теряет сторонников среди избирателей. Лидер ПиС Ярослав Качиньский сказал, что вслед за заявлением российской Думы «необходимы извинения и признание, что это был геноцид». Он добавил, что «должны быть выплачены компенсации всем семьям жертв, но можно также говорить и о возмещениях польскому государству. Это проблема для обсуждения, но она существует».
Качиньский был не одинок. Вчера далеко не все традиционно собравшиеся в студии радио «Зет» подвести итоги прошедшей недели польские политики были готовы принять заявление российских депутатов как «мир без аннексий и контрибуций». И все же польские эксперты считают, что россияне пока могут не опасаться претензий на гигантские компенсации. До сих пор большинство представителей «катынских семей» подчеркивали, что не будут требовать материального удовлетворения. «Мы не заинтересованы в финансовом возмещении. Но хотим чего-то большего, чем принятие заявления в Думе, а именно рассекречивания всех следственных документов в катынском деле и реабилитации жертв», -- сказала дочь расстрелянного под Смоленском польского офицера Витомила Волк-Езерская.
Формулировка из текста заявления о том, что реабилитацию погибших совершила сама история, в Польше вызвала недоумение. Что же касается передачи польской стороне документов, то бывший министр иностранных дел, а ныне сопредседатель совместной Группы по сложным вопросам истории российско-польских отношений Адам Даниэль Ротфельд полагает, что все 183 тома будут обнародованы. 8 мая в Москве президент России Дмитрий Медведев передал тогдашнему исполняющему обязанности президента Польши Брониславу Коморовскому 63 тома ранее рассекреченных катынских документов. Очередные 20 томов передала Польше российская военная прокуратура. Ожидается, что Дмитрий Медведев привезет в Варшаву 6 декабря еще два десятка томов. Главным же в заявлении Госдумы профессор Ротфельд считает то, что решение депутатов «является переломным моментом для россиян», а сам катынский вопрос стал для россиян «импульсом к началу окончательного этапа десталинизации истории».
Вчера советник польского президента Томаш Наленч в беседе с журналистами сказал, что катынское дело будет темой предстоящих через неделю переговоров между президентами Польши и России. По его словам, российская сторона четко дала понять, что в Польшу будут доставлены очередные документы, касающиеся расстрела польских офицеров. Правда, заметил профессор Наленч, «будучи в роли хозяина, трудно ставить гостю условия о форме подарка».
Советник польского президента не думает, что во время встречи Коморовского и Медведева будет поднята проблема компенсации для семей жертв Катыни: «Это не вопрос президентов. Он может появиться, если оба президента придут к тому, что катынское дело со всеми его последствиями должно быть до конца выяснено и разрешено. Условием рассмотрения вопроса о компенсациях является выступление семей жертв с предложением об их выплате», -- разъяснил Наленч.
Еще одной темой переговоров на высшем уровне будет сооружение в Смоленске памятника жертвам катастрофы польского президентского самолета 10 апреля. «Насколько знаю, такое намерение есть у польского президента. Но на это должно быть и согласие российских властей», -- подытожил профессор Наленч.
Валерий МАСТЕРОВ, Варшава