Еврокомиссия хочет самостоятельно определять будущее энергетической инфраструктуры ЕС
Накануне
визита в Германию глава российского правительства Владимир Путин написал в статье Sueddeutsche Zeitung, что главное в энергетических отношениях с Европой -- «научиться не на словах, а на деле учитывать стратегические интересы друг друга». По его словам, «третий энергетический пакет», одобренный в ЕС в прошлом году, порождает серьезные риски в энергетическом хозяйстве Европы и подрывает желание инвесторов вкладывать средства в новые проекты. У Еврокомиссии, которая является двигателем процессов реформирования европейских энергетических рынков, есть своя программа как этого избежать. Для этого в развитие новой энергетической стратегии до 2020 года, проект которой принят 11 ноября и официально предложен странам ЕС, Брюссель представил «Детальный план интегрированной европейской энергосети». В нем изложено стратегическое видение развития энергетической инфраструктуры в ближайшие 10 лет.
Напомним, энергостратегия описывает пять приоритетных направлений политики ЕС в сфере энергетики, а общий размер необходимых инвестиций в течение предстоящего десятилетия оценивается в 1 трлн евро
(см. «Время новостей» от 12 ноября). Еврокомиссар Гюнтер Эттингер призвал глав государств ЕС одобрить документ на специальном заседании в феврале 2011 года. Со своей стороны комиссия пообещала за короткий срок подготовить регулирующие документы, которые позволят, по мнению Брюсселя, достичь поставленных задач по повышению энергоэффективности, снижению выбросов парниковых газов и укрепить энергетическую безопасность.
Инфраструктурный план стал первым таким документом. Брюссель предлагает отказаться от практики придания статуса трансъевропейской сети (TEN) для значимых проектов, выходящих за пределы национальных границ, и принять короткий список приоритетных задач и проектов, «представляющих общеевропейский интерес». И уже им предоставить режим максимального благоприятствования, начиная от режима «одного окна» в сфере выдачи разрешений и координации проектов и заканчивая возможностями для предоставления финансирования на льготных условиях. По подсчетам Брюсселя приоритетные проекты по транспортировке электричества, газа и CO2 потребуют 215 млрд евро, значительная часть которых (до 100 млрд евро) не будет сделана в нынешнем инвестиционном климате ЕС, условиях регулирования, доступе к капиталу и т.д.
В документе ничего не говорится о том, что недостаток инвестиций со стороны бизнеса -- это прямое следствие политики Брюсселя последних лет, направленной против участия производителей и поставщиков энергоресурсов в строительстве инфраструктуры. Все крупные транспортные проекты, которые сейчас реализуют компании в континентальной Европе, получили исключение из действующего регулирования (то есть инвесторы имеют эксклюзивные права на использование как минимум половины строящихся мощностей).
Логическим завершением этой линии станет «третий энергетический пакет» (предполагающий либо продажу сетей, либо их передачу системному оператору, либо передачу функций по транспортировке независимой компании). Он вступит в силу в марте 2011 года, ограничив права инвесторов на распоряжение уже построенными мощностями.
Зачистив инвестиционное поле, Еврокомиссия намерена лично встать во главе процесса принятия решений и обзавестись соответствующими полномочиями. Если наличие статуса TEN было важным, но не решающим фактором для реализации проекта, то в новой концепции попадание в список приоритетов сделает вложения в провода или трубы фактически неизбежным. И наоборот, непопадание в шорт-лист закроет все двери для инвестора, готового вкладывать собственные деньги,.
Набор приоритетов в опубликованном документе также обозначен. Это четыре больших коридора в электроэнергетике, три -- в газовой отрасли, а также перспективные разработки в сфере «умных сетей» (хранилища, заправочные станции для электромобилей), транспортировка электричества на дальние расстояния и строительство трубопроводов и хранилищ для CO2. О нефтяной отрасли в документе говорится лишь вскользь, что неудивительно -- ЕС собирается снижать потребление «черного золота».
По оценкам Брюсселя, из 142 млрд евро, которые требуются на электроэнергетическую инфраструктуру, 52 млрд (более трети) являются коммерчески не окупаемыми. Приоритеты в сфере строительства линий электропередачи: сети между генерирующими мощностями в Северном море и их соединение с потребителями в Северной и Центральной Европе; система перетоков между Испанией и Францией с последующим подключением других европейских стран с прицелом на возобновляемые энергоресурсы Северной Африки; развитие систем перетоков по направлениям север-юг и запад-восток с ликвидацией энергетических островов в ЕС; реализация плана интеграции энергорынков стран Балтии (BEMIP), предполагающий создание сетей между бывшими прибалтийскими республиками СССР с одной стороны и Финляндией, Швецией, Польшей -- с другой.
В газовой сфере Европы, которая является предметом особого интереса для российской стороны, Брюссель выделяет три приоритета: «Южный коридор» по доставке 45--90 млрд кубометров газа из каспийского региона в обход России и с Ближнего Востока; сеть газопроводов, которые соединят рынки Центральной и Юго-Восточной Европы от Балтийского до Черного и Адриатического морей (здесь выделяется два под проекта -- газовая часть BEMIP и коридор Север-Юг в бывших странах Варшавского договора); расшивка узких мест требуется и в Западной Европе, что должно позволить эффективнее перебрасывать газ, поступающий из Африки и терминалов по приему СПГ.
Гюнтер Эттингер и руководитель энергетического директората ЕК Филипп Лоу, признают, что в газовой сфере зависимость от импорта будет расти и достигнет через 10 лет 73--79%. Потребность в дополнительных объемах природного газа на рынке оценивается к 2020 году в 60--200 млрд кубометров.
У Брюсселя, как известно, есть предпочтения -- приветствуется газ, снижающий зависимость Европы от одного из поставщиков. Это нашло отражение и в инфраструктурном плане. В документе нет никаких упоминаний о проектах по доставке российского газа -- «Северном потоке» и «Южном потоке», нацеленном на рынки тех же стран Юго-Восточной и Центральной Европы, что и «Южный коридор».
Размер необходимых инвестиций в проекты по транспортировке и хранению газа комиссия оценивает в 71 млрд евро, из которых около 14 млрд евро нужно вложить за пределами ЕС. То есть в составные звенья «Южного коридора» на Каспии, в Закавказье и Турции. Еще 35 млрд будут стоить новые трубы на территории ЕС, 1 млрд евро -- проекты по оборудованию системы реверсного потока на некоторых участках. В 21 млрд евро оцениваются необходимые инвестиции в строительство хранилищ газа.
При этом проекты ПХГ, которые собирается запустить Брюссель, являются наименее коммерчески привлекательными (ровно треть из них никогда не окупятся). Это связано с другой политической установкой Еврокомиссии -- развивать использование газа в электроэнергетики только в качестве резервного вида топлива. Бурный рост электрогенерации из возобновляемых источников приведет к тому, что в энергосистеме Европы увеличится разбалансированность. Солнце и ветер очень нестабильный источник получения энергии и их надо дублировать резервными электростанциями на газе. Но строить для обеспечения таких мощностей газопроводы, которые будут львиную долю времени полупустыми, невозможно. Для газоснабжения таких станций и нужны коммерчески нерентабельные мощности по хранению газа.
Разница между инвестициями, которые могут вложить в инфраструктуру компании, и теми, что требуется, Брюссель оценивает примерно в 100 млрд евро из 200. Более того, на сегодняшний день существуют большие сомнения, что кто-то будет вкладывать хотя бы половину необходимых средств. За счет улучшения процедур регулирования и выдачи необходимых разрешений чиновники рассчитывают снизить дефицит до 60 млрд евро. Но даже такие деньги несоизмеримы с тем, что до сих пор вкладывала Еврокомиссия в энергетический сектор. К примеру, принятая программа поддержки проектов, имеющих статус TEN на 2007--2013 годы, имеет бюджет 155 млн евро. За три года (2007--2009 годы) Европейский инвестиционный банк подписался под намерениями профинансировать проекты TEN на общую сумму 6 млрд евро. Наконец, в прошлом году страны ЕС после долгих боев поддержали предложение Брюсселя сформировать фонд в размере 4 млрд евро в рамках антикризисного Европейского энергетического плана по восстановлению. Из этой суммы 2,3 млрд предназначены ограниченному количеству инфраструктурных проектов в газовой сфере и электроэнергетике. Но и этого явно недостаточно. Поэтому Брюссель намерен поменять принципы тарифного регулирования проектов, «представляющих интерес для Европы», а именно забрать их с национального уровня в свою компетенцию. В 2011 году Еврокомиссия представит новые законодательные предложения по тарифообразованию для трансграничной инфраструктуры. Кроме того, планируется усилить роль ЕК в сфере аккумулирования финансовых ресурсов для таких проектов. Причем не только за счет развития отношений с международными финансовыми институтами, но и в рамках подготовки нового бюджета ЕС на период после 2013 года. В июне следующего года Брюссель представит новый набор механизмов для предоставления средств приоритетным инфраструктурным проектам. Пакет будет «гибким и связанным со специфическими финансовыми рисками и потребностями проектов на различных стадиях их реализации». Вплоть до участия в акционерном капитале проектов и выдачи гарантий по коммерческим кредитам.