Новая версия поправок в закон «О митингах, шествиях и пикетированиях», ужесточавших правила проведения публичных мероприятий, не заставила себя долго ждать -- после того как в начале ноября президент Дмитрий Медведев наложил на первоначальные поправки вето, депутаты переработали документ и намерены принять его уже на сегодняшнем заседании Госдумы. Но, судя по тексту исправлений, надежды оппозиции на то, что отказ президента подписывать спорные поправки радикально их смягчит, сбудутся лишь отчасти. Депутаты, которые обещали учесть замечания президента, действительно не отклонились от высших рекомендаций, но сделали это, во многом сохранив букву и дух первоначального законопроекта. Как сообщил «Времени новостей» один из авторов документа, депутат от «Единой России» Сергей Марков, прошедший через согласительную комиссию представителей Госдумы и администрации президента законопроект будет утвержден парламентариями «в четвертом, дополнительном чтении».
Прежняя версия поправок, которые помимо г-на Маркова готовили депутаты от «Справедливой России» и ЛДПР Игорь Касьянов и Павел Тараканов, вызвала активную критику, поскольку била сразу по двум основным группам протестующих: «гражданским» и «политическим» оппозиционерам, устраивающим протестные автопробеги и митинги на Триумфальной площади в Москве. Но президент заступился только за «несогласных», которые предъявляют к власти требования, используя для этого традиционные формы протеста. Разъясняя свое решение наложить вето, г-н Медведев подверг критике предложение запретить организацию публичных мероприятий гражданам, ранее подвергнутым наказанию по ст. 20.2 КоАП («нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования»). По мнению президента, эти ограничения «затрудняют свободную реализацию права граждан проводить собрания».
Пожелание главы государства было услышано. «Мы исключили это положение, потому что, во-первых, на него обратил внимание президент, а во-вторых, их корректировка требовала большой юридической работы», -- пояснил депутат Марков.
Ужесточение же процесса согласования автопробегов, а проводятся они преимущественно как акции несогласия с привилегиями чиновничества на дорогах, не показалось президенту несправедливым. Г-н Медведев согласился с депутатами в том, что российское законодательство о митингах требует уточнения в той части, которое касается организации публичных мероприятий на «объектах транспортной инфраструктуры». В результате думцы оставили «автомобильный» пункт в своих поправках нетронутым. Из чего следует, что организаторам акций автомобилистов теперь придется в обязательном порядке согласовывать свои автопробеги с чиновниками и при этом указывать в заявке на согласование точное количество машин, которые планируется задействовать. Однако, уточнил Сергей Марков, определенные изменения в эту часть законопроекта все же внесены: теперь, принимая решение о согласовании автопробега, чиновники могут руководствоваться не федеральным законом о митингах, а местными нормативными актами.
«Федеральная власть, как и в ситуации с транспортным налогом, испугалась и сбросила ответственность на регионы, которые теперь могут делать все что захотят», -- отметил в беседе с корреспондентом «Времени новостей» лидер Федерации автомобилистов России Сергей Канаев.
Впрочем, депутаты проигнорировали не только призывы автолюбителей, но и советы официальных правозащитников -- например, председателя президентского совета по развитию институтов гражданского общества и правам человека Михаила Федотова. Ранее г-н Федотов подчеркивал
(см. «Время новостей» от 9 ноября), что российское законодательство о митингах требует иного уточнения, чем предложили депутаты. Г-н Федотов, в частности, предложил конкретизировать понятие «объектов транспортной инфраструктуры». «Непонятно, о чем идет речь -- о метро, железной дороге или обычной улице, она ведь тоже объект транспортной инфраструктуры», -- указывал он. Споры же «несогласных» и властей за места проведения митингов, по мнению г-на Федотова, разрешились бы только в том случае, если бы в крупных городах появились территории для перманентного протеста наподобие лондонского Гайд-парка, выход куда не требует согласования с властями.
Предложения Михаила Федотова Сергей Марков считает «очень здравыми и достойным обсуждения». «Но нельзя все сразу учесть», -- оправдывался депутат за отсутствие этих предложений в подготовленном им законопроекте. «В ближайшее время я встречусь с г-ном Федотовым и представителями автомобильного сообщества и выслушаю их предложения с тем, чтобы подготовить новые поправки в закон о митингах», -- заверил г-н Марков.