|
|
N°217, 26 ноября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Александр Панжинский: Меня всегда тянуло в лес
В этот уикенд в финском Куусамо пройдет второй этап Кубка мира по лыжным гонкам, в котором примут участие спринтеры. Накануне соревнований с одним из российских лыжников серебряным призером Олимпиады в Ванкувере Александром ПАНЖИНСКИМ побеседовала корреспондент газеты «Время новостей» Ольга ЕРМОЛИНА.
-- После удачного выступления на Олимпиаде в Ванкувере какие задачи ставите перед собой в этом сезоне?
-- Основной старт -- чемпионат мира в Осло. Спринтерская эстафета. Главное сейчас -- отобраться на эту гонку и здорово выступить там. Кроме того, настраиваюсь на победу в молодежном первенстве мира, которое состоится в конце января в Отепя. В Эстонии будут разыграны медали в тех же дисциплинах, что и на Олимпиаде, в классическом индивидуальном спринте. Постараюсь не ударить в грязь лицом, хотя конкуренты будут достойные -- и финны, и шведы, и наши ребята...
Что касается Кубка мира, то пока определен состав на первый этап. В дальнейшем список участников будет составляться в зависимости от формы и результатов спортсменов. Я считаю, что это правильно, потому что пресечет разговоры о том, что кого-то мариновали или искусственно консервировали. Подобная картина наблюдалась и в прошлом году, когда мне дали возможность отобраться на этапы Кубка мира, а потом и на Олимпийские игры. Каждый спортсмен, вне зависимости от титулов, опыта, срока выступления за сборную, должен получить шанс попробовать себя. Конкуренция в нашей спринтерской группе сейчас большая. Это и мы с Никитой Крюковым, Миша Девятьяров, Коля Морилов, который является универсалом.
-- Ситуация, которая сложилась на Олимпиаде, когда вы фактически были в шаге от победы, подкосила или раззадорила? Наверняка много раз после Игр вы анализировали финальный забег, обсуждали его со многими людьми и к чему пришли?
-- Сейчас на самом деле мною движет спортивная злость. Хочется взять реванш у Никиты, обыграть его, и если получится, тем же самым образом. Хотя Никита отличный финишер, а финиш слабая моя сторона. Потому в Ванкувере я и хотел обойти его и норвежцев на подъеме. Попеременный двухшажный ход в подъем у меня получается лучше. Правда, есть поговорка, что победителей не судят. Кто первый финишировал, тот и чемпион, и неважно, как и где он убежал от остальных. Главное -- все верно рассчитать тактически.
-- Вашим первым тренером был отец, что он сказал вам после Олимпиады?
-- Молодец. А как он мог иначе выразить свои чувства? «Сыночек, какой же ты у нас на самом деле золотой, а не серебряный», -- радовались родители. Мне же было особенно приятно, что эта серебряная медаль совпала с годом их серебряной свадьбы. Они отметили этот праздник 23 ноября. Жаль, что без нас с братом. Мы не смогли приехать. Я -- в Финляндии, Женя -- в США. Сейчас он учится в аспирантуре и одновременно работает в университете города Ларами штата Вайоминг.
-- Что ж, постараетесь им сделать подарок, успешно выступив в Куусамо?
-- Поводов для этого у меня предостаточно. 27 ноября у мамы будет день рождения, так что очень хочется обрадовать ее.
-- Мне кажется, что у вас очень дружная семья.
-- Это действительно так. Мы все держимся друг за друга. Все, что есть лучшее во мне, это идет от семьи, ведь недаром говорят, что воспитание в семье -- самое главное. Я даже не помню, когда в первый раз встал на лыжи. Папа сажал меня, карапуза, на плечи и катал по лыжне. Когда мы подросли, то появилась семейная традиция под Новый год ходить в лес и бегать эстафету. Первый этап бежал брат с мамой и оказывался впереди нее. Потом я с батей. Борьба между нами была отчаянной. Даже палки ломались. Никто не хотел уступать. Не помню, каким был главный приз. Кажется, ящик мандаринов, которые мы потом съедали все вместе.
С родителями мне повезло. Папа и мама -- люди спортивные. Мастера спорта по лыжным гонкам. Так что мои успехи -- это переданные ими гены. Они до сих пор участвуют в ветеранских соревнованиях, хотя у мамы спорт не основная профессия. Она майор транспортной милиции. Отец всю жизнь работал педагогом.
Когда закончил преподавательскую деятельность, начал вести лыжную секцию, куда и определил нас с братом. Но батя сам в то время еще выступал. Был, как говорят, играющим тренером.
Поначалу отец пытался привить мне интерес и к другим видам спорта. Отвел в секцию спортивной гимнастики. Но я пришел в зал и расплакался. Мне было страшно -- скрипели снаряды. Душно. Тесно. Я наотрез отказался ходить туда. Не знаю почему, но меня тянуло в лес. Простор. Снег. Лыжня.
Позже на тренировках в нашей лыжной секции мы много играли в футбол, баскетбол, настольный теннис, бегали... Отец старался развивать нас разносторонне, чтобы мы были координированными. Приобщали нас к домашнему труду. Заставляли сажать картошку, работать на огороде. Комары, мошка, жара. Мы корчили гримасы, но делали -- понимали, что надо.
Брат и сейчас занимается лыжными гонками. Но для Жени -- это уже больше как хобби. Его главный интерес -- биология. Он с серебряной медалью окончил среднюю школу. Потом учился в государственном Новосибирском университете. Получил красный диплом. Разослал резюме по разным вузам. Приглашения пришли из Норвегии, Германии, других мест, но он выбрал США. Учится и работает там уже два года.
-- Получается, что главной спортивной надеждой семьи стали вы?
-- У меня в детстве уже стали прорезываться способности. Брат старше меня на три года, но в какой-то момент я начал обыгрывать его. Конечно, Женя мотался с лыжных соревнований на Олимпиады по биологии, химии. Отлично учился. Мне всегда ставили его в пример. И я тянулся. В школьном аттестате из 20 предметов я имел пятерки по 15 и четыре четверки. Я и сейчас продолжаю учиться. Являюсь студентом пятого курса Московского гуманитарного университета имени Шолохова. Осваиваю специальность педагога-психолога.
-- Знаете, где располагается вуз, а то многие спортсмены не в курсе?
-- Нет, я стараюсь посещать занятия, когда это возможно. А параллельно занимаюсь в Тихоокеанском университете на факультете финансы и кредит.
-- Да вы находка для отечественного спорта!
-- Находка. Только представляю сегодня не родной Хабаровск, а Москву. Причина переезда банальна -- плохое финансирование. Деньги на соревнования выбивали с трудом. Отец постоянно был на нервах. Доставалось и мне. Сколько раз возникали ситуации, когда мы до последнего момента не знали, поедем или нет. Я с утра шел в школу, возвращался с уроков, прибегал отец и говорил, что деньги достал и надо покупать билеты -- вылет через пять часов. Или руководители Хабаровского спорткомитета предлагали участвовать в гонках за свой счет. А когда я прилетал с соревнований, заняв третье, десятое место, мне говорили, почему не первое, мол, больше не поедите. Не знаю, как сложилась бы моя дальнейшая карьера, если бы не предложение из Москвы от Александра Метельского -- нынешнего директора Бабушкинской СДЮШОР №81. Так, после 10-го класса я перебрался в столицу. Уже шестой год живу в училище олимпийского резерва в подмосковном Щелкове. Но самое главное, за что я благодарен судьбе, что попал именно к Юрию Каминскому. И вместе с ним рос.
-- Лыжные гонки -- индивидуальный вид спорта, какие отношения у вас складываются в спринтерской группе?
-- Несмотря на то что мы с Лешей Петуховым, Колей Мориловым, Никитой Крюковым соперники и между нами идет жесткая борьба, в жизни мы стараемся помогать друг другу. Выручать, поддерживать. Я считаю, что самое важное в спорте -- сохранять человеческие взаимоотношения. Когда в прошлом году я пришел в эту команду, то моим самым большим желанием было закрепиться в ней. Я видел, что все ребята настроены на спорт, все профессионалы. И мне хотелось это у них перенять, стать таким же, как они. До этого я сталкивался с разными спортсменами, которые разбрасывались и не ставили спорт во главу угла. У меня и у них были разные интересы, разный настрой, мне с такими было сложно. А в нашей группе легко.
-- Какой вы по характеру?
-- Стремящийся к самоанализу, саморазвитию. Эту черту я позаимствовал у нашего тренера, который постоянно пытается внушить, что, для того чтобы быть на достойном месте, надо двигаться дальше, ведь другие тоже не стоят. Потом я очень трудолюбивый, потому что уверен: просто так ничего не дается. Только терпение и труд все перетрут. Стараюсь быть пунктуальным. Для меня самый страшный кошмар -- опоздать на старт. Мне этот сон частенько снится. Бежишь, опаздываешь, а поезд ушел...
-- Чувствуете в себе потенциал, в этом году догнать и перегнать вашего друга и принципиального соперника Никиту Крюкова?
-- Пока в личном споре не получалось. В конце сентября было летнее первенство России, и ситуация в точности повторилась как на Олимпиаде. Опять на последних метрах Никита меня обыграл. Но что с того, зима только начинается.
|