Появление первого внятного комментария о переменах в судьбе Банка Москвы показало, что предстоящая сделка будет сложной и что в ней «зашиты» самые разные интересы. ВТБ, как сообщил вчера журналистам вице-премьер и глава наблюдательного совета банка Алексей Кудрин, ведет переговоры о покупке доли столичного правительства в Банке Москвы. «Нам интересен весь пакет -- 46%», -- сказал г-н Кудрин от имени ВТБ.
Если исходить из того, что смена акционеров в Банке Москвы -- прямое следствие
смены власти в столице, то естественным был бы другой порядок событий. Первым делом следовало бы ожидать выкупа акций у структур, связанных с президентом банка Андреем Бородиным, который более десяти лет работал в главном кредитном учреждении столицы в полной гармонии с Юрием Лужковым.
Выкуп акций у мэрии, которую возглавляет Сергей Собянин, с политической точки зрения вообще не имеет смысла. Можно предположить, что у этой сделки экономический подтекст -- федеральный центр готов таким образом поддержать столичный бюджет, который и в этом, и в следующем году будет испытывать острый дефицит. Причем если эта поддержка будет осуществлена через ВТБ, наверняка Алексей Кудрин и как глава Минфина окажется более чутким к проблемам московского бюджета при Собянине, нежели при прежнем мэре.
При этом скорее всего в выигрыше окажется федеральный бюджет. Как известно, власти планируют продать 20% акций ВТБ из госпакета (10% в этом году, еще 10% в следующем). Первый пакет будет продан частному инвестору. Если цена сделок будет привязана к рыночной, то ВТБ, владеющий половиной Банка Москвы (пятое место по активам среди российских банков по итогам трех кварталов), наверняка окажется дороже, чем был бы без такого актива. Выгоду же получит продавец, то есть государство.
Однако вопрос о выкупе акций у акционеров, связанных с Андреем Бородиным и старинным другом Лужкова Львом Алалуевым (он занимает в совете директоров банка пост первого зампреда), остается в повестке дня. По официальной информации, они контролируют немногим более 20% акций Банка Москвы, но ряд журналистских расследований приводил к выводу, что на самом деле речь может идти о блокпакете. Как известно из новейшей российской истории, спектр вариантов смены собственника в подобных ситуациях широк -- от истории с Яковом Голдовским, который отдал СИБУР буквально в тюремной камере, до сделки с Романом Абрамовичем, получившим за «Сибнефть» щедрое вознаграждение.
Переговоры с гг. Бородиным и Алалуевым наверняка уже ведутся, хотя это и отрицает президент Банка Москвы. Но не стоило бы исключать неожиданностей. Расстроенные экспансией ВТБ другие финансовые группы с административным ресурсом (прежде всего частные) вполне могут помешать правительственному банку получить полный контроль над Банком Москвы.