Время новостей
     N°216, 25 ноября 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.11.2010
Регулирование по-крупному
Алексей Кудрин вновь поднял вопрос о создании финансового мегарегулятора
Министр финансов Алексей Кудрин сообщил вчера, что совет по финансовым рынкам рассмотрит вопрос об объединении Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) и «Росстрахнадзора». «Это вполне реалистично, это мы готовим, это старая идея, -- сказал г-н Кудрин. -- Будем двигаться постепенно. Думаю, что перспектива объединения двух как минимум структур для того, чтобы унифицировать инструменты регулирования, у нас есть». По мнению российских финансовых властей, создание мегарегулятора позволит охватить все финансовые сферы. Участники рынка также в целом не против единого регулятора, если только это не приведет к ужесточению контроля.

Глава ФСФР Владимир Миловидов тут же одобрил инициативу Минфина: «Идея заслуживает внимания». По мнению г-на Миловидова, это станет «гибким движением к созданию мегарегулятора в России». Он дал понять, что новый регулятор мог бы охватить некоторые финансовые направления, которые до сих пор остаются вне регулирования: валютный рынок Forex, ломбарды и микрофинансирование. «Встает вопрос о том, кто бы мог быть регулятором этих сегментов рынка. Почему бы не передать их на уровень объединенной инстанции?» -- рассуждает г-н Миловидов. Процесс объединения ФСФР и «Росстрахнадзора», полагает руководитель последнего Александр Коваль, имеет свои плюсы и минусы и может занять один-два года после принятия соответствующего решения. Положительный момент, по его словам, в том, что будет снята проблемы с получением данных об эмитентах. Идея объединения отвечает общеевропейской тенденции -- все подвести под единый регулятор, подчеркнул г-н Коваль.

Ранее финансовые власти обсуждали варианты вывести банковский надзор из компетенции Центробанка, объединить банковский надзор и надзор за профучастниками рынка и т.д. В 2006 году бывший глава ФСФР Олег Вьюгин предлагал преобразовать свое ведомство в мегарегулятор, который мог бы осуществлять надзор и на фондовом рынке, и в банковском секторе, и на страховом рынке. Впрочем, пока неизвестно, приведет ли нынешняя инициатива к увеличению влияния ФСФР и будет ли мегарегулятор независимым.

В прошлом году власти США также предложили создать мегарегулятор, который стал бы контролировать весь рынок финансовых услуг, включая ипотеку, кредитные карты и ПИФы. Новое агентство объединило бы Федеральную корпорацию по страхованию депозитов (FDIC), комиссию по ценным бумагам и биржам (SEC) и комиссию по срочной фьючерсной торговле сырьевыми товарами (CFTC). При этом функцию защиты потребителей финансовых услуг, которая распределена сейчас между всеми агентствами, предполагалось передать отдельному регулятору. Противники инициативы указывают на то, что нецелесообразно отделять регулирование продуктов от органов, контролирующих поставщиков этих продуктов. Слияния ведомств пока не произошло, однако регулятор финансовых услуг все же создается.

«Создание единого регулятора должно положительно отразиться на развитии финансового рынка России, -- считает руководитель дирекции по развитию розничных продуктов и технологий УК «Альфа-Капитал» Вадим Погосьян. -- По сравнению со странами с развитой финансовой системой мы используем далеко не все возможности нашего рынка. Наличие же единого регулятора, определяющего правила игры для всех финансовых компаний, поможет ускорить развитие отрасли и устранить существующее сегодня несовершенство. Я думаю, это позитивный знак как для страховых, так и для инвестиционных компаний, поскольку в их деятельности много точек пересечения интересов».

«В перспективе мы будем иметь исполнительный орган с очень широкими полномочиями. Если действия нового регулятора не сведутся к пошаговому контролю над участниками рынка, такое объединение даст определенный стимул для развития финансового сектора», -- отмечает заместитель генерального директора ИК «Грандис Капитал» Светлана Двинских.

Руководитель коммерческой практики международной юридической фирмы CMS Леонид Зубарев полагает, что для участников рынка это не самая приятная новость, так как любое изменение такого рода влечет неразбериху. «Для ФСФР это будет означать усиление роли и повышение статуса как суперрегулятора -- она будет регулировать все, кроме банков. Конечно, она «за», -- отмечает г-н Зубарев. -- Не думаю, однако, что объединение -- это правильная идея. Все-таки страховые компании, особенно занимающиеся рисковыми видами страхования, не являются инструментом коллективного инвестирования. Вместе с тем в результате такого объединения усилится контроль над размещением страховых резервов и собственного капитала, что может привести к улучшению качества активов, а значит, может возрасти и надежность страховщиков».

Николай КОЧЕЛЯГИН