Институты гражданского общества по-прежнему пытаются обратить внимание властей на вопросы экологической безопасности не только протестными акциями, но и на языке официальных документов. Общественная палата направляет в правительство и на имя президента Дмитрия Медведева обращение с требованием изменить природоохранное законодательство так, чтобы представляющие опасность для окружающей среды и окрестных жителей предприятия не могли безнаказанно для себя парировать гневные выступления. Это обращение стало итогом анализа многочисленных жалоб от граждан, страдающих от вредных выбросов соседних промышленных гигантов. «Люди готовы биться за здоровье своих детей, но выясняется, что предприятия действуют в правовом поле, а местные власти находятся в зависимости от предприятий», -- констатировала начальник управления социально-экономического развития муниципального района Мытищи Ирина Шилова в ходе итогового обсуждения обращения к исполнительной власти, прошедшего вчера в ОП при участии представителей бизнеса и инициативных групп жителей неблагополучных регионов.
В первую очередь авторы обращения предлагают принять законы о плате за негативное воздействие на окружающую природную среду и о зонах экологического неблагополучия. На сегодняшний день строгого определения загрязненных и требующих реабилитации территорий в российском законодательстве нет, как нет и списка горячих экологических точек. «Сегодня чиновник всегда сможет легко уходить от ответственности», -- заметил член общественного совета при «Росатоме». Также инициаторы обращения считают необходимым «начать процесс устранения накопленного экологического ущерба» и обеспечить качественный мониторинг состояния окружающей среды. «Не хватает и серьезной государственной экологической экспертизы, о чем говорит то, как разошлись мнения экспертов по вопросам Байкала и Химкинского леса», -- заметил председатель комиссии по экологической безопасности и охране окружающей среды Общественной палаты Владимир Захаров.
Еще одно требование к властям -- отказ от практики так называемых временных согласований, являющихся де-факто разрешениями на сбросы-выбросы. Временные и год за годом продлеваемые разрешения на сверхнормативные выбросы не стимулируют владельцев предприятий к установке очистных сооружений и модернизации производства, отмечают в ОП. А это ведет к росту загрязнения среды и делает любые требования населения по сокращению вредного воздействия предприятия нелегитимными.
Независимые экологи при этом довольно скептически оценивают эпистолярные обращения во власть, пусть даже и из Общественной палаты. В беседе с корреспондентом «Времени новостей» руководитель программы по охраняемым природным территориям "Гринпис России" Роман Важенков не смог припомнить «массированных» обращений, объединяющих сразу десятки горячих точек, но жалобы по отдельным проектам направляются в Белый дом и Кремль постоянно. «Есть удачные и неудачные примеры апеллирования к власти», -- говорит г-н Важенков. К удачным он относит перенос ветки трубопровода Восточная Сибирь -- Тихий океан, строившейся "Транснефтью". Напомним, что по инициативе «Гринписа» тогдашнему президенту Владимиру Путину было направлено обращение, под которым стояли тысячи подписей. И глава государства личным распоряжением перенес трубопровод, который должен был пройти в 800 метрах от Байкала, подальше от уникального озера. С другой стороны, напомнил г-н Важенков, уже в бытность премьером г-н Путин санкционировал возобновление работы в тестовом режиме
Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. И требования о его остановке российские власти игнорируют, хотя под обращением к президенту удалось собрать подписи 40 тыс. человек, а под обращением в ЮНЕСКО -- 125 тыс. человек.