|
|
N°215, 24 ноября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Чеченский курорт со сторожевыми башнями
Рамзан Кадыров нашел деньги, чтобы реализовать в Чечне крупный туристический проект. Строительство горнолыжного центра «Ведучи» в Аргунском ущелье профинансирует его земляк Руслан Байсаров. Байсаров оказался первым бизнесменом, который согласился финансировать крупный проект в родных местах.
План комплекса впечатляет. Он займет 800 гектаров, каждый час с горы будут съезжать 12 тыс. лыжников. Всего трасс будет 17, а самая длинная растянется на 6 км. Жить отдыхающие будут в пятизвездочной гостинице на 400 мест «с использованием в архитектуре элементов старинных чеченских сторожевых башен». В распоряжении комплекса будет 40 джипов, 37 автобусов и четыре вертолета премиум-класса. Для летнего отдыха построят бассейн, организуют конные прогулки и соревнования по стендовой стрельбе. Предусматриваются и «пешие прогулки по горным тропам, специально выбранные специалистами».
Год назад президент Дмитрий Медведев назвал Кавказ самой серьезной внутриполитической проблемой России. Назначенный на борьбу за экономику округа полпред Александр Хлопонин разработал «Комплексную стратегию социально-экономического развития округа до 2025 года». Одним из главных проектов этой стратегии стал проект «Высота», который придумал и лично презентовал президенту Медведеву бывший депутат Ахмед Билалов. Президенту проект понравился, и он согласился добавить 60 млрд руб. бюджетных денег. В единый горнолыжный кластер войдут горы Дагестана, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Адыгеи. В этой же стратегии записан и курорт «Ведучи».
Государственное финансирование кластера уже одобрено, а на все остальные планы комплексной стратегии денег пока нет, говорит чиновник федерального правительства. Единственное, на что пока может рассчитывать Байсаров, -- это инвестфонд или поддержка ВЭБа. Кроме того, компании, инвестирующие в Чечню, имеют право на гарантии по кредитам от государства.
Есть, однако, специфическая проблема, решить которую государственным финансированием будет крайне сложно: как уговорить туристов вообще приехать отдыхать на Кавказ, а тем более в Чечню? Согласно докладу Генпрокуратуры за последний год в Чечне было совершено 254 преступления террористической направленности. МВД республики эту информацию категорически опровергает -- по их данным, в этом году на территории Чечни терактов не было.
Почему не сходятся цифры, разобраться несложно. Последняя громкая вылазка боевиков была месяц назад, когда они ворвались в здание местного парламента и убили несколько человек. Но слово «теракт» так нигде и не фигурировало, а было «убийство и посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов и государственных или общественных деятелей». Возбуждение дел по другой статье свойственно не только Чечне, это помогает рапортовать о стабильности.
Опыт соседства боевиков и туристов в России уже есть. В Баксанском ущелье Кабардино-Балкарии расположен крупный горнолыжный курорт, построенный еще в 1970-е годы, говорит независимый эксперт Орхан Джемаль, там же находится один из самых радикальных джамаатов, а в Аргуне боевиков почти не осталось. Покушения на туристов не такая уж редкость. В августе в популярном туристическом месте Джилы-Су боевики убили отдыхающего инспектора штаба МВД Дагестана и жителя Ростовской области. Вскоре после этого вблизи населенного пункта Кенделен Эльбрусского района Кабардино-Балкарии четверо неизвестных в камуфлированной одежде открыли огонь из автоматов по отдыхающим, двое погибли. Несколько раз взрывали фуникулеры, однако кто это делал -- боевики или поссорившиеся местные бизнесмены, неизвестно.
Так или иначе планы по привлечению 12 тыс. туристов выглядят не очень реалистично. Чиновник правительства говорит, что все это пока только планы Кадырова. Правительство считает, что развивать туристический бизнес в Чечне -- это планы не ближайшего будущего: слишком большой риск для людей. Никто не запрещает Кадырову привлекать внебюджетные средства, но все, что там будет происходить, будет на совести руководства республики, отмечает наш собеседник.
Надежда ИВАНИЦКАЯ