Согласно опубликованному на сайте Минэкономразвития плану распродажи государственных активов приватизация блокирующего пакета «Роснефти», крупнейшей нефтяной компании страны, будет проводиться в два этапа. 15% будут предложены покупателям на открытом рынке, а на оставшиеся 10% минус одна акция планируется найти стратегического инвестора.
Программа приватизации была одобрена на заседании правительства еще в прошлый четверг
(см. «Время новостей» от 18 ноября), однако точные параметры разгосударствления «Роснефти» стали ясны только теперь. По мнению ведущего специалиста департамента рыночных исследований «ИФД Капиталъ» Виталия Крюкова, было принято решение продавать блокпакет по частям, поскольку такой объем акций вряд ли удалось бы продать целиком на свободном рынке. «Инвесторы сейчас готовы покупать Бразилию, Китай -- все, кроме России. Дело в том, что фундаментальная стоимость компаний не раскрыта. То есть при текущем налоговом режиме нет смысла проводить приватизацию. Только когда инвесторы будут четко понимать, каким будет порядок налогообложения, приватизация может быть успешной», -- уверен эксперт.
В то же время, по словам начальника отдела инвестиционного анализа УК «Универ» Дмитрия Александрова, недостатка в покупательском интересе бумаги «Роснефти» не испытают. «Часть акций, которую будут продавать на свободном рынке, интересна крупным фондам. Сырьевые бумаги, обеспеченные господдержкой, -- это гарантия хоть и не очень высоких, но стабильных доходов. Даже неблагоприятные налоговые решения на «Роснефти» отразятся в меньшей степени, чем на других компаниях», -- полагает эксперт. Что же касается кандидатуры стратегического инвестора, то аналитики предлагают уже целый список возможных претендентов. Дмитрий Александров убежден, что доля в «Роснефти» могла бы быть интересна как западным мэйджорам, так и российским корпорациям. «Это может быть кто угодно. И французская Total, и итальянская Eni, и британская ВР, и китайский CNPC, с которой недавно «Роснефть» договорилась о расширении сотрудничества в рамках СП «Восток-Энерджи», и даже отечественный «Сургутнефтегаз», -- отметил эксперт.
Напомним, что «Сургутнефтегаз» ранее уже назывался в качестве возможного претендента на долю в «Роснефти». Впрочем, по словам Дмитрия Александрова, сам покупатель больших выгод от такого приобретения не получит. «Средства, полученные от продажи своей доли в венгерской MOL, «Сургутнефтегаз», конечно, мог бы направить на покупку 10% «Роснефти», хотя ни о какой синергии здесь речи идти не будет. Зато компания с накоплениями единовременно предоставила бы солидную сумму компании с долгами», -- подытожил эксперт.