Время новостей
     N°216, 25 ноября 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.11.2010
Бездумные решения
С 2013 года в странах Таможенного союза начнут действовать единые технические стандарты
В рамках прошедшего в Санкт-Петербурге заседания глав правительств ЕврАзЭС представители трех стран -- участниц Таможенного союза (ТС) договорились об ускоренном переходе на наднациональные технические регламенты. Этот процесс должен завершиться к 2013 году.

Члены комиссии Таможенного союза первый вице-премьер России Игорь Шувалов, его казахстанский коллега Умирзак Шукеев и вице-премьер Белоруссии Андрей Кобяков 18 ноября подписали соглашение о единых принципах технического регулирования в рамках ТС. Во всех сферах, признанных участниками ТС ключевыми, общие технические регламенты должны появиться до 2012 года. После годичного переходного периода, когда производители будут иметь возможность выбирать, каким стандартам будет соответствовать их продукция, национальные техрегламенты перестанут действовать. Об этом предупредил производителей на пресс-конференции в Москве 23 ноября заместитель министра промышленности и торговли России Владимир Саламатов. Уже применяемые в стране регламенты потребуют переутверждения на наднациональном уровне. В утверждении новых нормативных актов будут принимать участие представители профильных для той или иной сферы регулирования государственных структур трех стран и комиссия Таможенного союза. Госдума от разработки техрегламентов отстраняется полностью.

Участники единого таможенного пространства запланировали настоящий прорыв в сфере нормативного оформления технических регламентов, описывающих стандарты безопасности и качества всей выпускаемой продукции. На заседании координационного комитета по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер при комиссии Таможенного союза представители трех стран договорились о создании единой системы технических регламентов. Для России это означает, что Минпромторг, правительство и Госдума, которые сейчас обладают правом принятия подобных нормативных актов, передают свои полномочия комиссии ТС. Соответствующее соглашение вступает в действие с момента его подписания.

Утвержденные комиссией ТС регламенты будут документами прямого действия. На 2012 год предусмотрен переходный период, когда производители еще будут иметь возможность выбирать между национальными и наднациональными стандартами. Но в момент вступления в силу техрегламентов ТС национальные нормы прекратят свое действие. Более того, по словам г-на Саламатова, все три страны ТС рассматривают сейчас возможность приостановления действия национальных технических регламентов до вступления в силу техрегламентов ТС. «Я думаю, что правительство (российское. -- Ред.) до начала декабря такое решение примет», -- заявил Владимир Саламатов. Уже к 1 января 2013 года на территории трех стран будут действовать только наднациональные регламенты. Даже географические и климатические особенности тех или иных стран должны оговариваться в общих стандартах ТС. «Мы понимаем так, что все национальные нормы, устанавливающие требования к продукции, будут отменены», -- предупредил г-н Саламатов. На предстоящем в конце ноября заседании комиссии Таможенного союза будет окончательно определена процедура перехода к наднациональным стандартам.

Утверждению наднациональных технических регламентов комиссией ТС будут предшествовать переговоры между представителями ведомств, ответственных за реализацию государственной политики в соответствующих сферах в каждой из трех стран. Структуру, которая будет участвовать в утверждении конкретного наднационального регламента, назначат правительства участниц ТС. Владимир Саламатов пообещал, что в России переговоры в рамках ТС в обязательном порядке будут сопровождать согласительные комиссии, организующие «широкое взаимодействие» с представителями бизнеса. Но предупредил, что процедуру принятия техрегламентов ТС «бесконечно растягивать не намерены», документы будут приниматься оперативно.

На национальном уровне остаются вопросы стандартизации, обеспечения единства измерений, аккредитация, процедуры подтверждения соответствия продукции заявленным стандартам, сертификация, испытания, государственный контроль и надзор, установление ответственности за нарушение в сфере технического регулирования. Но и в этих вопросах, «так как мы строим единое экономическое пространство, а по факту единое государство, комиссия ТС будет осуществлять серьезную работу по координации, гармонизации, а в отдельных случаях и по унификации» применяемых в каждой из стран норм, заверил замминистра.

Чиновник напомнил, что сейчас в Госдуме готовятся ко второму чтению поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые предусматривают увеличение в 20 раз штрафов за несоответствие произведенной продукции требованиям безопасности.

В каждой из стран появятся сети испытательных лабораторий и сертификационных центров, обладающих правом выдавать соответствующие документы, признаваемые во всех странах ТС. Но получить статус наднационального смогут далеко не все действующие сейчас учреждения, а только те из них, которые будут отобраны и утверждены представителями всех трех государств. Списки должны появиться на сайте комиссии ТС. В планах -- создание единой информационной системы о раннем предупреждении появления опасных продуктов в рамках Таможенного союза (аналог европейской системы RAPEX).

Все уже действующие в странах ТС технические регламенты, в том числе принятые в России с 2003 года 24 техрегламента, а также проекты этих документов, поступившие, например, в Госдуму инициативно (то есть разработанные различными отраслевыми группами и внесенные в парламент от имени тех или иных депутатов), будут перенаправлены в комиссию ТС. Лучшие из них могут стать основой для разработки наднационального стандарта.

Их сложную судьбу Владимир Саламатов описал на примере техрегламента на бензин. Как раз на этой неделе Минэнерго намерено предложить внести в него изменения, отодвигающие срок запрета на производство бензина АИ-92 с 2012 на 2015 год либо вообще предусматривающие отказ от использования октанового числа в качестве критерия качества бензина. «Я думаю, изменения должны быть внесены в текст действующего российского техрегламента, но уверен, что в течение первой половины следующего года будет принят техрегламент ТС на эту же тему», -- предположил замглавы Минпромторга.

Все изменения в сфере технического регулирования и сертификации дорого обходятся российскому бизнесу. «Вступление в силу каждого нового техрегламента ведет к тому, что на каждый вид оборудования приходится получать отдельные сертификаты безопасности, начиная от крупных станков до отдельных гаек и болтов, -- рассказывает эксперт группы «Тарго» Ольга Мозженко. -- Если раньше мы, получая квалификационное решение, могли ввезти из-за рубежа по единому коду и одному сертификату все оборудование завода, то теперь надо сертифицировать каждую единицу оборудования. Один сертификат стоит от 5 до 10 тыс. руб. Завод из 400 позиций -- это маленький завод. Получается, что не менее 2 млн руб. надо будет отдать просто на сертификацию».

Проблемы возникают не только из-за удорожания порядка сертификации, но и по причине частого изменения правил игры. «В происходящих изменениях не разобрались даже фирмы, занимающиеся сертификацией, -- утверждает г-жа Мозженко. -- Они откровенно говорят, что новые нормы для них непонятны». Теперь предстоит новое изменение и без того непонятых правил.

Однако как раз вынос проблемы технического регулирования на наднациональный уровень может стать благом для нашего бизнеса, полагает ведущий научный сотрудник Института торговой политики ГУ-ВШЭ Алексей Портанский. «Мы в сфере техрегламентов сильно отстали от своих планов и от партнеров по ТС. В течение нескольких лет нужно было создать сотни техрегламентов, а появилось два десятка. Соответствующие ведомства просто не справились с этими задачами. Слишком сильно тянула нас старая советская система стандартов, -- поясняет эксперт. -- Поэтому переход на регламенты ТС, возможно, для нас спасение, так как это ускорит процесс».

В то же время он опасается, что попытки наднационального регулирования в сфере сертификации продукции могут вызвать новые конфликты с одним из наших партнеров по ТС -- Белоруссией. «У нас особые отношения с Минском. Они вызывают массу вопросов в плане успеха дальнейшей интеграции. Это отдельный политический вопрос», -- считает г-н Портанский.

Андрей СУСАРОВ