|
|
N°158, 30 августа 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Медленно и постепенно»
Рост тарифов на газ стал основной темой на «угольном» заседании президиума Госсовета
Разработка угольной стратегии России на ближайшие 20 лет вчера получила президентское ускорение. Владимир Путин специально для этого приехал в Междуреченск (Кемеровская область), где провел заседание президиума Госсовета по вопросам угольной отрасли. Основной итог заседания президент выразил следующей фразой: «Работу над «Энергетической стратегией России до 2020 года» необходимо ускорить и завершить уже к ноябрю этого года».
Основная проблема угольной отрасли сегодня -- перекос в топливном балансе страны. Энергетикам выгодно сжигать на электростанциях дешевый газ. Если бы он уходил на экспорт, то Россия получила бы больше денег. А для выработки электричества и тепла нужно использовать уголь. Этим тезисом насквозь пропитан доклад рабочей группы Госсовета президенту об энергетической стратегии и политике в угольной отрасли.
По словам кемеровского губернатора Амана Тулеева, который руководит рабочей группой Госсовета, в этом году остались невостребованными 11 млн т угля, и причина «не в относительно мягкой прошедшей зиме, а в том, что до сих пор не сформирована четкая стратегия развития топливно-энергетического комплекса». Поэтому в топливном балансе России уголь занимает лишь пятую часть, а в развитых странах этот показатель в четыре раза выше. По словам г-на Тулеева, «необходимо менять ситуацию, поднимать цены на газ, хотя делать это медленно, постепенно».
Владимир Путин в ответ на это назвал неприемлемым требование поднять российские цены на энергоносители до европейского уровня, что является условием для вступления России в ВТО. «Как условие вступления в ВТО это не подходит, низкие цены на газ -- наше преимущество естественного характера», -- сказал президент.
Вице-премьер Виктор Христенко согласился с тем, что резко повышать цены на газ нецелесообразно, поскольку это может привести к сильному росту инфляции. Необходимо установить такой уровень цен, чтобы это значительно не повлияло на рентабельность, в том числе и газовой отрасли, отметил он.
По понятным причинам поддержал руководителей страны и глава РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс -- он тоже не хочет резкого повышения цен на газ. По оценке РАО, в настоящее время на электростанциях энергохолдинга сжигается 30 млн куб. м газа в год, что обходится в 3 млрд долл., и, как выразился г-н Чубайс, «сэкономить по этому поводу не мешало бы». Он заявил, что, несмотря на планируемое снижение потребления угля на электростанциях в 2002 году, энергохолдинг рассматривает перспективы роста его потребления. В последние годы уголь дорожает более быстрыми темпами, чем газ, в результате одна тонна газа в пересчете на условное топливо обходится на 30% дешевле, чем уголь. Поэтому наиболее действенный метод экономии газа -- не «слепая» замена его углем, а более эффективное использование обоих видов топлива, считают в РАО.
Владимир Путин, подводя итог, все же заметил, что «дешевый газ -- это явление временное, и неизбежно произойдет выравнивание мировых и внутренних цен». Поэтому предприятия, потребляющие газ, «уже сегодня должны думать о такой перспективе», поскольку уголь будет являться «весомым фактором безопасности и энергетической устойчивости нашей экономики, а значит, его активному включению в топливно-энергетический баланс страны нет альтернативы».
Причем кемеровский губернатор настаивает, чтобы в России использовался качественный отечественный уголь, а не казахстанский -- дорогой и высокозольный. Аман Тулеев заявил, что рабочая группа при Госсовете предлагает «разработать государственную политику в распределении энергоресурсов, в составлении и выполнении топливно-энергетического баланса страны». Но «для этого необходимы политическая воля и соответствующее экономическое законодательство», сказал он.
Однако в этом вопросе Владимир Путин поддержал Анатолия Чубайса. «Неправильно и невозможно отказываться от сотрудничества с Казахстаном», -- сказал он. Если Россия закроет доступ казахстанского угля на свой рынок, пояснил свою позицию президент, то Казахстан, в свою очередь, может принять аналогичные меры в отношении российской продукции. Тут же Анатолий Чубайс не преминул заметить, что в России наблюдается дефицит тех марок углей, которые потребляют станции, работающие на казахстанском угле. И указал на то, что цена экибастузского угля все же ниже стоимости российского аналогичных марок.
На том споры в Кемеровской области вчера закончились. Как сообщил журналистам г-н Тулеев, президент дал месяц Виктору Христенко для рассмотрения вопроса об увеличении сроков погашения задолженности угольных компаний в бюджеты всех уровней (предлагается продлить его с шести до десяти лет при одновременном снижении пени, начисляемой на эти долги, с 5% до 2,2%). Министерству путей сообщения Владимир Путин поручил также в течение месяца рассмотреть возможность введения сезонных скидок на железнодорожный тариф на перевозку угля. И наконец, президент поддержал идею рабочей группы Госсовета направить инвестиции на развитие угольной отрасли по соглашениям о разделе продукции, как это сейчас происходит в нефтяной отрасли.
Угольщики результатами совещания, скорее, довольны. "Принципиально важно, что разговор вышел на государственный уровень, что президент говорит о дисбалансе в использовании газа и угля, -- сказал газете "Время новостей" гендиректор Сибирско-Уральской энергетической компании "Байкал-Уголь" Олег Мисевра. -- Для нас очень важно и то, что Владимир Путин отметил факт улучшения рентабельности работы отрасли по сравнению с советским периодом. Хотя, конечно, лоббистские усилия РАО "ЕЭС" не прошли даром, и многие вопросы остались вчера без внятных ответов".
Илья НИКИТИН