Время новостей
     N°158, 30 августа 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.08.2002
Время рынка не пришло
Свободные торги электроэнергией пока можно только имитировать
Обещанного вице-премьером Виктором Христенко начала функционирования рынка электроэнергии с 1 сентября не случится. Как и предполагали участники этого рынка, инфраструктура к этому времени не будет готова, да и законодательной поддержки у идеи пока нет. Теперь это событие ожидается, по слухам, либо с 1-го, либо с 15 января. Сегодня же Виктору Христенко придется решить, каким будет этот рынок на первом этапе. Руководство Администратора торговой системы (АТС, торговой площадки) предлагает утвердить модель, в соответствии с которой электростанции будут продавать до 15% вырабатываемого электричества, а покупатели заказывать до 30% от потребления. Эта модель, как считают некоторые участники рынка, может разорить отдельные энергетические компании в энергодефицитных регионах.

Как сообщил газете «Время новостей» начальник информационной службы АТС Андрей Журавлев, задание вице-премьера все же было выполнено: к торгам в конкурентном секторе электроэнергетического рынка все готово. Более того, уже имитируются торги для отладки систем связи. Настоящая торговля, предполагает г-н Журавлев, начнется скорее всего в следующем году: два месяца необходимо на моделирование рынка, некоторое время -- для анализа, и только затем будет принято решение о запуске реальных торгов.

На сегодняшнем заседании комиссии по реформированию электроэнергетики, руководит которой г-н Христенко, будет обсуждаться модель торгов. АТС предлагает, по словам г-на Журавлева, чтобы генерирующие предприятия подавали заявки на продажу до 15% своей энергии, а покупатели (это будут крупные потребители, причем необязательно нынешние участники регулируемого рынка) -- на приобретение до 30% необходимого им объема. Таким образом, генерирующие организации будут уверены в том, что их электричество на конкурентном рынке купят.

Такая схема, утверждает г-н Журавлев, уже была апробирована на имитируемых торгах: «Все получилось нормально, средняя цена по рынку существенно не изменилась». От более конкретных комментариев он уклонился, пообещав, что на следующей неделе о деталях расскажут представители наблюдательного совета АТС (они будут обсуждать эту модель в понедельник).

Хорошо знакомый с этой моделью гендиректор одной из энергокомпаний, пожелавший остаться неназванным, считает, что пока перед АТС стоит одна цель: «заманить» всех на конкурентный рынок и таким образом перетянуть на себя все финансовые потоки в электроэнергетике. Благодаря предлагаемой модели АТС этого добьется. Но какой ценой.

Дело в том, считает энергетик, что на конкурентном рынке при такой модели будет складываться высокая оптовая цена (по сравнению с регулируемыми оптовыми ценами) -- так как спрос планируется более высоким, чем предложение, удовлетворяться будут те заявки, в которых цена выше. Помимо того, раз доступ к этому сектору рынка получат все крупные потребители (конечные, не перепродавцы), то энергодефицитные региональные энергокомпании, входящие в состав РАО «ЕЭС России», лишатся 15-процентного объема этих крупных потребителей: цена на конкурентном рынке будет все же меньше конечной цены региональных компаний. А самим энергокомпаниям выходить на рынок будет невыгодно, ведь там цена будет выше, чем на регулируемом оптовом рынке. А если вдруг цены на конкурентном рынке окажутся ниже, чем на регулируемом, то региональные энергетические комиссии учтут экономию при очередном повышении тарифов и не повысят их до нужного уровня, что чревато для энергетиков убытками.

Член совета директоров РАО Александр Бранис (директор Prosperity Capital Management, акционера РАО и ряда региональных энергокомпаний) полагает, что при такой модели энергодефицитные «дочки» РАО фактически обречены на убытки до окончания либерализации. «После полной либерализации рынок станет прозрачным, и все от этого только выиграют, а пока, увы, придется потерпеть», -- считает он. Логично было бы, по мнению г-на Браниса, на первом этапе в тариф на транспортировку электроэнергии по сетям региональных энергокомпаний включить «дотацию» на покрытие всех выпадающих из-за введения рынка доходов. В целом же, по его мнению, сначала рынок будет искусственным. РАО как монополист всегда найдет способы снизить цену на рынке «для того, чтобы не дискредитировать саму идею рынка».

А руководитель одной из энергокомпаний видит причину агрессивных действий АТС в том, что тот «выполняет в данном случае политический заказ». «Перетянув продавцов и покупателей электроэнергии на рынок, губернаторы останутся ни с чем, -- рассуждает он, -- дабы компенсировать затраты региональных энергокомпаний, они не смогут перед депутатскими и президентскими выборами ни тарифы для населения поднять, ни налогов с оборотов этих энергокомпаний получить, да и платить за электричество придется всем, в полном объеме и своевременно».

В Федеральной энергетической комиссии вчера не смогли прокомментировать модель рынка, предложенную АТС, так как оказались незнакомы с ней. «В любом случае на комиссии Христенко не будет приниматься окончательное решение, до этого еще очень далеко», -- заявил газете «Время новостей» высокопоставленный сотрудник комиссии. Курирующий энергореформу замминистра экономразвития Андрей Шаронов вчера был недоступен для комментариев.

А в пресс-службе РАО «ЕЭС России» полагают, что хотя «чем больше рынка, тем лучше», все шаги по внедрению конкурентных торгов «нужно делать аккуратно, заранее все просчитав и смоделировав». «Ведь ответственность с нашей компании за надежность энергоснабжения страны еще никто не снимал, -- говорит начальник пресс-службы энергохолдинга Юрий Мелихов, -- поэтому мы будем выступать за моделирование торгов и надеемся, что их тщательный анализ поможет выявить слабые места в предлагаемых правилах и позволит их доработать».

Николай ГОРЕЛОВ