|
|
N°215, 24 ноября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ирландия: дефолт лучше европомощи
Из опыта России следует, что жизнь после дефолта существует. Ирландии сейчас очень пригодился бы этот урок.
Конечно же, ирландцы не заслуживают той участи, которая ждет их из-за того, что правительство Брайана Коуэна в свое время необдуманно пообещало предоставить госгарантии практически по всем обязательствам ирландских банков. Спасение банковского сектора обошлось стране чересчур дорого и грозило повторением греческого долгового кризиса, подорвавшего стабильность евро в мае этого года. Ирландия стала второй после Греции страной еврозоны, обратившейся за внешней финансовой поддержкой, и теперь ей придется ввести режим жесткой и продолжительной бюджетной экономии. Именно такими печальными последствиями обернется помощь стране со стороны ЕС и МВФ, предварительные условия которой были озвучены в воскресенье, -- если только в ближайшие недели политическая ситуация в Ирландии не обострится и правительство не даст своему обращению обратный ход.
Решение об оказании помощи (в форме кредита на 80--90 млрд евро), от которой ирландцы упорно отказывались еще 15 ноября, -- последний удар по экономике, выросшей более чем в два раза за 1996--2006 годы. Схлопывание пузыря на рынке недвижимости в разгар мирового финансового кризиса в 2008 году спровоцировало глубокий экономический спад. Национальные банки оказались на грани краха из-за масштабных вложений в строительный сектор. Последние полгода кредитные учреждения страдали от массового изъятия вкладов и все чаще обращались за средствами в ЕЦБ. Доходность ирландских облигаций приблизилась к рекордным максимумам, и брюссельские чиновники отчаянно пытались предотвратить распространение кризиса на Португалию и Испанию.
Из-за опасений по поводу банковского сектора стоимость заимствований для Ирландии резко выросла, и правительство было вынуждено обратиться за внешней помощью. Хотя имеющихся у страны средств вполне хватило бы до середины 2011 года. На самом деле сложившаяся ситуация больше всего угрожала финансовому положению немецких и британских банков, которые в последние годы активно кредитовали своих ирландских коллег. Именно этим объясняется настойчивое желание ЕС оказать Ирландии поддержку.
За последние два года Ирландия уже приняла ряд мер по сокращению бюджетного дефицита. А в октябре сообщила, что новый проект бюджета (его обсуждение намечено на 7 декабря) предусматривает дальнейшее снижение госрасходов и изменения в налогообложении. Показательно и печально, что внешняя помощь потребовалась после двух лет урезания расходов -- принятые меры так и не смогли восстановить доверие на рынках, а цена спасения финансовой отрасли за это время существенно возросла.
К сожалению, такой исход вовсе не был единственно возможным. Напротив. Его, пожалуй, стоило попробовать избежать. Теперь же население Ирландии пострадает (от сокращения расходов бюджета), а банкиры будут по-прежнему получать прибыль. Дополнительная долговая нагрузка окажется для страны непосильной и повысит вероятность дефолта в будущем. Даже если бы ирландцы решились затянуть пояса на долгие годы, чтобы правительство погасило все долги, трудно представить, что ирландская экономика сможет расти приемлемыми темпами с евро в качестве национальной валюты. Страна зашла в тупик. Простых решений на данном этапе нет -- слишком поздно. И все же было бы предпочтительно, чтобы Ирландия списала часть долгов и реструктурировала оставшиеся, не оберегая кредиторов от убытков. Решение об обращении за помощью к ЕС не сулит никаких преимуществ, но может обернуться для Ирландии новыми страданиями и повышает риск распространения кризиса на другие страны.
Мартин Гилман