|
|
N°215, 24 ноября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Нам не на что больше жать
«Неуправляемый» Тони Скотта на московских экранах
Очередное рабочее утро на станции в Южной Пенсильвании свело вместе двоих: маститого инженера-железнодорожника Фрэнка (Дензел Вашингтон), чье имя значит «Откровенный» и новичка-кондуктора Уилла (Крис Пайн), чье имя значит «Волевой». Им не то чтобы хочется работать вместе, тем более что у каждого хватает собственных проблем: Фрэнка собираются отправить на покой на крайне невыгодных условиях, у Уилла проблемы в семье. Но обо всем этом придется забыть, когда по стечению трагических или просто идиотских случайностей массивный состав под номером 777, нагруженный токсичными отходами, оказывается предоставленным самому себе и без руля и ветрил на полной скорости несется по направлению к беззащитному населенному пункту. Как и полагается Волевому и Откровенному, Уилл и Фрэнк оказываются рядом. И в течение ближайших полутора часов новоявленным напарникам придется в полной мере прочувствовать на себе всю высшую справедливость утверждения, высказанного кем-то из железнодорожников: «Поезд -- это вам не бурундук».
В принципе «Неуправляемый» Тони Скотта основан на реальном инциденте: в мае 2001 года локомотив, тянущий за собой без малого полсотни вагонов, сам по себе отправился из Толедо, штат Огайо, и несся по территории трех округов, пока не был остановлен. Но к фильму эта история имеет отношение весьма опосредованное, и дело не только в том, что в настоящем происшествии никто не пострадал, да и опасных веществ на борту вроде бы не было. Просто будоражащие события происходят не столько в объективной реальности, сколько во вполне конкретном и осознанно выбранном кинематографическом пространстве классических голливудских фильмов-катастроф 70-х годов. На месте Вашингтона и Пайна легко представить, например, Сиднея Пуатье и Пола Ньюмена, да и вообще все необходимые жанровые условности, подбор персонажей и общая атмосфера объективно ставят «Неуправляемого» в один ряд с «Аэропортом», «Адом в поднебесье» или «Перевалом Кассандры», а также с «Поездом-беглецом», который команда Скотта явно пересматривала с карандашиком в руках. Здесь и самодовольное, вечно попадающее впросак начальство; и напряженное слежение в дюжину глаз за перемещающейся на мониторе пульсирующей точкой, обозначающей поезд, которая неумолимо приближается к точке побольше, обозначающей обреченный городок; и приникшее к экранам барных телевизоров местное население, среди которого и родственники Фрэнка и Уилла. И все это безотказно работает и почти сорок лет спустя после того, как кинокатастрофы находились на пике формы. Плюс к этому старомодный по идее, но вполне современный в плане техобеспечения подход к спецэффектам: Скотт довольно непривычно по нынешним временам пренебрег компьютерной графикой в пользу реальных трюковых сцен (к слову, вполне выдающихся).
В череде любовно и, кажется, вполне сознательно собранных штампов (для чистоты жанра идущих, впрочем, только на пользу) попадаются вполне эксклюзивные и вызывающие неподдельный восторг самородки. В одном из самых напряженных эпизодов, где Уилл в очередной раз на полном ходу пытается справиться со сцепкой-расцепкой, на его пути оказывается невесть как попавший в состав с токсическими отходами контейнер с зерном (странно, что для пущего саспенса к составу 777 не прицепили еще вагон с шедеврами Гугенхайма, клетку с беременными пандами и пломбированный бронепоезд Ким Чен Ира) -- и отважный кондуктор на редкость эффектно попадает под шквальный обстрел отборными зерновыми. Хотя для чистоты эксперимента надо было, конечно, наполнить вагон кукурузой, которая при неизбежном термическом воздействии рассыпалась бы по экрану вполне подходящим к случаю попкорном.
Бюджет «Неуправляемого» несколько раз урезали (со ста с лишним миллионов долларов он в конце концов подтаял до девяноста), но в американском прокате он до сих пор не собрал даже половины этой суммы. И это откровенно несправедливо, да и обидно чисто по-человечески -- оглушенные «Гарри Поттером» и «Мегамозгом» люди явно лишают себя нечастого нынче и ничем не замутненного удовольствия. Это они напрасно: метла, конечно, неплохое средство передвижения, но поезд однозначно надежнее.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ