Время новостей
     N°215, 24 ноября 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.11.2010
Звериный фискал капитализма
Соседи России проводят антикризисное снижение налогов
В понедельник вечером на заседании генерального совета «Деловой России» приглашенному в качестве докладчика министру финансов Алексею Кудрину была представлена альтернативная правительственной программа решения проблемы дефицита федерального бюджета. Представители среднего бизнеса предлагают подумать над увеличением фискальной нагрузки на сырьевой сектор. Свои варианты консолидации госбюджетов предлагают и соседи России, причем некоторые из них в условиях экономического кризиса сознательно идут на сокращение фискальной нагрузки на свой бизнес.

«Деловая Россия» настаивает на сохранении суммарной ставки страховых взносов на нынешнем уровне 26% (предполагается, что с 1 января 2011 года она вырастет до 34%), но при этом взимать их предлагает со всего размера заработка (сейчас страховые взносы берутся только с суммы годовой зарплаты, не превышающей 415 тыс. руб., со следующего года этот порог будет увеличен до 460 тыс. руб.). Такой шаг обеспечит рост налоговых поступлений в объеме 1% ВВП. Еще 1% предпринимательское сообщество предлагает добрать другими налоговыми мерами, в частности повышением акцизов на табак и алкоголь, увеличением НДПИ на природный газ, ускоренным переходом к налогу на недвижимость. Таким образом, в сумме это позволит обеспечить бюджету такую же прибавку по доходам, как и предполагаемое увеличение страховых взносов, а может быть, и больше. По крайней мере вице-президент «Деловой России» Александр Галушка оценил возможную прибавку в бюджет в 3,5 трлн рублей.

Министр финансов Алексей Кудрин считает проблематичными попытки увеличить налогообложение нефтегазового сектора. Он намекнул, что при этом могут возникнуть «расхождения с другим блоком правительства», явно не уступающим по лоббистской силе представителям малого и среднего бизнеса. Но большинство других инициатив глава Минфина поддержал, оговорившись, правда, что на их реализацию может потребоваться несколько лет.

Обсуждение фискальной политики государства активно проходит не только в России. И не только во Франции, которая недавно протестовала против повышения пенсионного возраста. В понедельник по Украине вновь прокатилась волна массовых акций протеста местных предпринимателей против принятого недавно Верховной радой, но пока не подписанного президентом страны Виктором Януковичем нового налогового кодекса. Около 5 тыс. представителей малого бизнеса и сочувствующих собрались в Киеве на площади Независимости и даже попытались, несмотря на сопротивление милиции, пройти по Крещатику. Аналогичные митинги состоялись и в других городах Украины. На этот раз они были приурочены к объявленному бывшим президентом Виктором Ющенко 22 ноября Дню свободы, считающемуся датой победы «оранжевой революции». Но в разной степени организованные акции протеста предпринимателей продолжаются по всей Украине уже больше недели.

Бизнесмены недовольны постепенным отказом от упрощенной системы налогообложения (УСН), как это предусматривается новым налоговым законодательством страны. Уже со следующего года УСН смогут пользоваться только индивидуальные предприниматели. Юридические лица из числа малого и среднего бизнеса переводятся на обычную систему налогообложения, но получают право на пятилетние налоговые каникулы. К тому же власти выражают готовность пойти навстречу недовольным предстоящими изменениями предпринимателям. «Мы снимем абсолютно все претензии и возражения ряда представителей бизнеса, которые работают на так называемом упрощенном налогообложении. Они имеют под собой основания», -- пообещал премьер-министр Украины Николай Азаров.

Для большей же части крупного бизнеса налоговый режим в соседней стране серьезно смягчается. Так, предполагается поэтапное снижение налога на прибыль с нынешних 25% до 23 в 2011-м, до 21% -- в 2012-м, с 2013-го -- до 19% и с 2014-го -- до 16%. С 2014 года с 20% до 17 будет снижена ставка НДС.

Россия стоит перед угрозой выбора диаметрально противоположной траектории развития в налоговой сфере. Наиболее показателен в этом отношении спор, состоявшийся между министром финансов Алексеем Кудриным и помощником президента России Аркадием Дворковичем в минувшую пятницу в Москве на налоговой конференции. Чиновники обсуждали вопрос, стоит или нет повышать налоги (см. «Время новостей» от 22 ноября). Глава российского финансового ведомства полагает, что для ликвидации бюджетного дефицита к 2015 году фискальную нагрузку на экономику неизбежно придется увеличивать. «Мы стоим не перед временной мерой, а перед тенденцией увеличения налогов», -- предупредил чиновник. Тем более что, по его мнению, потенциал для этого в России имеется: большинство российских компаний платит налогов значительно меньше, чем бизнес в других развитых странах. Хотя экономический советник главы государства уверен, что «повышение налогов -- это прощание не только с малым бизнесом, но и целыми отраслями».

Правда, Алексей Кудрин тоже не считает рост налогов сильным решением. «Мы находимся на развилке: либо будем больше внимания уделять сокращению расходов, повышению эффективности, либо увеличивать налоги, -- пояснил министр. -- Я за первый путь, но он наиболее сложен. Если государство проявит слабость, будет бояться проводить социальные реформы структурного характера, то мы пойдем по второму варианту».

С этой точки зрения настоящим победителем в теоретическом споре российских чиновников следует признать ответственного секретаря -- первого заместителя министра финансов Казахстана Наталью Коржову, выступавшую под самый занавес конференции, когда в зале уже не было ни Кудрина, ни Дворковича. Она заявила, что «непопулярная и болезненная пенсионная реформа», проведенная в ее стране в конце 90-х годов прошлого века, сейчас помогает разгрузить бюджет страны от тех проблем, о которых говорил г-н Кудрин. «Наш выбор -- путь сильного государства, -- поддержала г-жа Коржова дилемму, которую предложил г-н Кудрин. -- Мы выбираем сокращение налоговых ставок, которое поэтапно проводится с 2009 года. Ставка корпоративного налога на прибыль юридических лиц уже снижена до 20%, и предусмотрено его дальнейшее снижение до 15%, индивидуального подоходного налога с граждан -- до 10%, налога на добавленную стоимость -- до 12% (в планах -- 11%). «Основное внимание сосредоточено на нефтяном и горнодобывающем секторах, которые обеспечивают до 80% налоговых поступлений в госбюджет. Остальному бизнесу мы даем возможность подняться», -- пояснила тактику казахстанского правительства г-жа Коржова.

Разнонаправленность налоговой политики России и ее соседей экономисты связывают, с одной стороны, с историей реформирования фискальной сферы в наших странах, а с другой -- с концептуальным политическим выбором, сделанным в России накануне прошлого большого выборного цикла.

«Активно снижают налоги те страны, которые свои бюджетные проблемы пытаются решить, привлекая бизнес, -- пояснил "Времени новостей" председатель экспертного совета «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. -- Поэтому сейчас, например, Прибалтика идет на предоставление разнообразных льгот, которые еще позволены в рамках ЕС. Несмотря на все бюджетные проблемы, власти этих стран понимают, что за инвестиции придется конкурировать. Слишком сильно повысишь налоги -- и к тебе никто не придет».

Наши соседи по СНГ только сейчас начинают отыгрывать то масштабное снижение налогов, которое было проведено в России в 2000-х годах, считает главный экономист инвестиционной компании «Ренессанс Капитал» Алексей Моисеев. При этом они понижают налоговые ставки не в такой степени, как это сделала десять лет назад Россия.

У нас же фискальный настрой появился не сейчас. «До 2006 года наша политика была явно нацелена на сокращение роли государства в экономике и ориентирована на развитие частного бизнеса. В конце второго президентского срока Владимира Путина выбор был сделан в пользу социал-демократической политики. Мы пошли по пути накачки социальных обязательств и стали наращивать бюджетные расходы», -- полагает экономист.

Изменение направления возможно, так как «повышение расходов носит номинальный характер: если их не индексировать, то они в течение небольшого периода времени потеряют свой вес». «Но для этого надо, чтобы изменился политический цикл, чтобы политики решили, что более правильно развивать бизнес, а не наращивать бюджетные расходы», -- предполагает г-н Моисеев. Но тут же оговаривается: он с трудом представляет, что такое возможно. «Властям придется поддерживать социальные расходы на достаточно высоком уровне», -- предполагает экономист.

Правда, разворот бюджетной политики вполне возможен помимо воли руководства страны. Виной тому -- сильная зависимость российской экономики от ситуации на международных сырьевых рынках. «Сырьевая модель развития предполагает, что на волне роста цен на нефть повышается уровень социальных расходов, а при понижении цен на нефть уровень социальных расходов остается неизменным (в лучшем случае) или растет, но медленнее инфляции», -- считает директор московского офиса Tax Consulting UK Эдуард Савуляк.

С теоретически возможным резким падением мировых цен на нефть связывает решимость власти снижать бюджетные расходы и Алексей Моисеев. Пока ситуация на международных рынках остается стабильной, тренд на наращивание бюджетных обязательств и, как следствие, угроза роста фискальной нагрузки в будущем сохранятся, считает он.

Андрей СУСАРОВ