Время новостей
     N°213, 22 ноября 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.11.2010
Вчерашние угрозы
Россия и НАТО перезагрузили отношения
Завершившийся в субботу саммит НАТО стал, по словам его генерального секретаря Андерса Фога Расмуссена, одним из самых успешных за всю историю альянса. По итогам прошедшей в Лиссабоне встречи была принята новая концепция Североатлантического альянса, в которой впервые с момента его основания сказано, что НАТО не представляет угрозы для России и стремится к установлению с ней «подлинного стратегического партнерства, ожидая от нее взаимности». Также в португальской столице состоялось заседание Совета Россия--НАТО, участие в котором принял президент РФ Дмитрий Медведев.

Предыдущая концепция НАТО была принята в 1999 году, то есть до таких, изменивших мировой политический ландшафт событий, как теракт 11 сентября 2001 года в США с последующим за ним началом афганской и иракской кампаний. По словам г-на Расмуссена, новая концепция позволит альянсу «стать более эффективным, более вовлеченным и более рациональным, чем когда-либо». Поясняя свою мысль, генсек сообщил, что большей эффективности НАТО добьется за счет инвестиций в противоракетную оборону (ПРО), киберзащиту и транспортную авиацию дальнего радиуса действия. А более вовлеченным альянс станет благодаря налаживанию партнерских отношений с другими организациями и не входящими в блок странами.

В новой концепции прописано намерение НАТО создать систему ПРО, которая защитит население и территории стран альянса и станет «одним из центральных элементов коллективной обороны». Как и предполагала газета «Время новостей» (см. номер от 17 ноября), именно инициатива создания общеевропейской ПРО стала одной из центральных тем саммита. Поскольку к участию в ЕвроПРО приглашена и Россия, значительная часть выступления Дмитрия Медведева на итоговой пресс-конференции была посвящена этому вопросу.

Российский лидер подтвердил, что Москве эта задумка кажется интересной, однако перспективы ее реализации выглядят несколько туманными, поскольку «сами члены НАТО пока плохо представляют, что такое общеевропейская система ПРО и сколько она будет стоить». В настоящий момент, по мнению г-на Медведева, ясно, что эта «система должна быть универсальной, а не покрывать лишь какой-то один театр военных действий».

Президент России напомнил, что на протяжении последних десятилетий порядок в мире поддерживался благодаря концепции ядерного сдерживания, которая может быть деформирована за счет появления новых средств ПРО. Поэтому Москва настороженно относится к любым инициативам в этой области. Так, например, в России убеждены, что идея администрации Джорджа Буша создать в Европе третий позиционный район ПРО в Польше и Чехии была направлена именно против нее, а не неких третьих стран, с территории которых якобы могли быть запущены ракеты. Этим объясняется предельно жесткая реакция Москвы на данную инициативу Вашингтона.

«Нынешняя администрация США нашла мужество отказаться от этих планов. Это разрядило обстановку. Если мы все вместе занимаемся ПРО, то она не должна нарушать паритет. Если баланс сил будет изменен, это повлечет за собой гонку вооружений», -- предупредил г-н Медведев. Что касается участия России в создании ЕвроПРО, то, по его словам, оно возможно, только если нашу страну пригласят для участия в этом проекте как равноправного партнера, «а не для мебели, для вида». В противном случае «мы не участвуем вообще» и «вынуждены будем защищаться».

Прокомментировал г-н Медведев и новую концепцию альянса. По его словам, Москва внимательно следила за подготовкой этого документа и далеко не все в его предварительных версиях ей нравилось. Некоторые пункты готовящегося текста, по выражению российского лидера, «нас напрягали». Однако финальный его вариант «отражает желание государств НАТО выстраивать конструктивные отношения с Россией, двигаться в сторону полноценного партнерства». Это позволило президенту России констатировать, что «период разногласий и претензий завершился». В то же время он признал, что позиция Москвы и альянса совпадают не по всем вопросам. Самой острой проблемой в их взаимоотношениях по-прежнему остается трактовка войны с Грузией августа 2008 года. Впрочем, продолжил г-н Медведев, «мы решили, что эта тема не должна становиться камнем преткновения».

Незадолго до пресс-конференции российского президента в схожем ключе высказался и генсек НАТО. «Мы меняем точку зрения в отношении России, Россия также меняет точку зрения в отношении НАТО. У сторон много претензий и сомнений друг в друге, но вектор на сотрудничество заложен», -- сказал он, не уточнив, о каких взаимных претензиях идет речь. Еще лаконичнее высказался по этому поводу президент США Барак Обама. «Мы рассматриваем Россию как партнера, а не как противника», -- заверил глава Белого Дома.

Значительная часть саммита была посвящена операции, проводимой силами НАТО в Афганистане. В будущем году начнется кампания по передаче ответственности за безопасность в стране самим афганцам с последующим постепенным сворачиванием миссии альянса. Ее окончательное завершение намечено на 2014 год. Правда, по словам г-на Расмуссена, войска блока останутся в Афганистане столь долго, сколько потребуется для «нашей миссии».

Оговорка генсека о том, что натовские солдаты могут задержаться в Афганистане, неслучайна, поскольку возможность наведения порядка в этой стране к 2014 году вызывает сомнения. «Мне трудно оценивать реалистичность подобных планов. Я считаю, что ситуация в Афганистане пока далека от успокоения. Все-таки степень поляризации в афганском обществе еще очень велика, как и террористическая угроза, исходящая из Афганистана. Поэтому не знаю, возможно ли это сделать в ближайшем будущем, у меня есть сомнения», -- высказался на этот счет г-н Медведев.

Тем не менее российский президент выразил готовность оказывать альянсу посильную помощь, поскольку, по его словам, Москва хочет видеть Афганистан «современным государством, говорящим на одном языке с другими странами». Г-н Медведев напомнил, что даже в период охлаждения отношений НАТО и России через ее территорию не прекращался транзит грузов, необходимых для ведения афганской кампании. А непосредственно на Лиссабонском саммите был подписан договор об обратном транзите нелетальных грузов, позволяющий вывозить железнодорожным путем небоевую технику из Афганистана на территорию третьих стран. Наземный транзит иностранной военной техники запрещен российским законодательством.

Военная операция в Афганистане волновала не только участников встречи стран -- членов НАТО, но и съехавшихся в Лиссабон противников альянса. В первый день работы саммита несколько десятков человек под звук сирены, предупреждающей о воздушной атаке, улеглись на землю, изображая жертв натовских бомбежек. Протесты продолжились и на следующий день. В субботу корреспондент «Времени новостей» наблюдал, как группы людей с красными флагами и антинатовскими плакатами организованно выгружались из автобусов в центре Лиссабона. Впрочем, сами руководители Североатлантического альянса если и узнавали об этих выступлениях, то скорее всего лишь из теленовостей. Митинги проходили в историческом центре португальской столицы, в то время как сам саммит проводился в другом конце города. Таким образом, протестующих и глав НАТО разделяли не только несколько кордонов полиции, но и многие километры городских дорог.

На полях саммита Дмитрий Медведев провел краткую незапланированную беседу с Бараком Обамой. Последний раз президенты встречались совсем недавно -- в Йокогаме 14 ноября. Лиссабонская встреча глав России и США прошла при закрытых дверях и, как рассказал сотрудник администрации главы Белого дома, продолжалась всего 15--20 минут, но была «очень сердечной». Одной из тем разговора стала ратификация Договора о СНВ.

Напомним, после изменения расклада сил в конгрессе США за счет увеличения количества республиканцев перспективы одобрения этого документа стали более туманными. В частности, в начале минувшей недели «человек номер два» в Республиканской партии Джон Кайл заявил, что сенат вряд ли вернется к рассмотрению договора в ближайшие месяцы. Иными словами, голосование по этому документу состоится, когда у демократов уже не будет большинства. Республиканцы же в пику демократу Обаме могут не поддержать этот проект.

Отвечая на вопрос журналиста о том, какова будет реакция Москвы, если сенаторы-республиканцы заблокируют ратификацию, г-н Медведев сказал, что это «будет обидно», поскольку труд большого количества людей, направленный на перезагрузку отношений Москвы и Вашингтона, в этом случае окажется напрасным. «Сам новый Договор о СНВ интересен не только России, но и США и странам НАТО. Обама пообещал активно работать в этом отношении с конгрессом. Надеемся, что разум восторжествует. Мы будем действовать симметрично -- как только договор ратифицируют в США, ратифицируют его и в России», -- заявил Дмитрий Медведев.

Артем КОБЗЕВ, Лиссабон
//  читайте тему  //  Россия - НАТО