|
|
N°214, 23 ноября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пираты в историческом измерении
В Гамбурге судят морских разбойников из Сомали
В северогерманском Гамбурге вчера открылся уникальный судебный процесс: впервые за четыре столетия в Германии началось разбирательство уголовного дела о разбое на морских просторах. На скамье подсудимых десять сомалийских пиратов, совершивших 5 апреля этого года разбойничье нападение на немецкий контейнеровоз «Тайпан», который следовал из Джибути в кенийский порт Момбаса.
Пиратов XXI века, обезвреженных и доставленных в Гамбург по месту приписки «Тайпана», обвиняют в нападении на морской транспорт и захвате 15 членов экипажа с целью получения выкупа. Находившееся в 530 милях восточнее Африканского Рога судно после короткой перестрелки освободил спецназ с голландского фрегата «Тромп», патрулировавшего Аденский залив в составе миссии военно-морских сил стран Евросоюза. Злоумышленников схватили и доставили сначала в Нидерланды, а затем по запросу немцев -- в Гамбург.
Государственный обвинитель считает вполне доказанным, что пираты путем шантажа намеревались получить выкуп от владельца «Тайпана» -- гамбургской судоходной компании «Комровски». В качестве вещественных доказательств с места событий в Гамбург доставлено вооружение сомалийцев -- пять автоматов АК-47, два гранатомета, два пистолета, боеприпасы к ним и холодное оружие.
По делу проходят 22 свидетеля. До сих пор ни один из обвиняемых в отношении предъявленных им обвинений не высказался. С их собственных слов известно, что старшему из них 48 лет, а самому младшему -- 17. Их защищают 20 адвокатов, предоставленных подсудимым за счет германского государства. Представитель обвинения гамбургский обер-прокурор Вильгельм Меллерс убежден, что молчание сомалийцев не убережет их от тюремного заключения сроком как минимум на пять лет.
По словам г-на Меллерса, у нынешнего процесса есть «историческое измерение». И в этом «измерении» сомалийцам, можно сказать, прилично повезет. Ведь относительно -- по историческим меркам -- недавно им по суду попросту отрубили бы головы.
В конце XIV века у побережья Северного и Балтийского морей пышно расцвело местное пиратство, от которого страдали гамбургские и бременские купцы. Более всех досаждал «мешкам с перцем», как тогда называли этих состоятельных людей, корсар Клаус Штертебекер. В конце концов, ганзейским купцам удалось захватить морских разбойников неподалеку от североморского острова Гельголанд. В 1401 году Штертебекеру и 73 его людям перед городскими воротами Гамбурга прилюдно отрубили головы -- приговоры пиратам выносились по тем временам предельно суровые.
Согласно исследованиям Ральфа Вихманна, сотрудника Музея гамбургской истории, лишь одни ганзейцы в 1390--1600 годах казнили на плахе не менее 533 пиратов. В назидание другим отрубленные головы чаще всего прибивали гвоздями к судовым мачтам, установленным на побережье портовых акваторий. Похоже, столь жестокий метод устрашения тогдашних флибустьеров оказался эффективным -- после 1600 года не было ни одного сообщения о разбойных нападениях на торговые суда ни на Северном, ни на Балтийском морях. «Пиратство тогда попросту сошло на нет», -- подытожил Ральф Вихманн.
Спустя четыре столетия этого, к сожалению, не скажешь. За первые девять месяцев 2010 года пираты захватили 37 судов -- лишь у побережья Сомали в начале ноября находилось 19 захваченных судов с 440 заложниками. Оснащение и вооружение современных флибустьеров постоянно улучшается, ведь в среднем они запрашивают за каждое судно-добычу 12 млн долл., а самая крупная уплаченная им сумма составила 10 млн евро.
Юрий ШПАКОВ, Берлин