|
|
N°213, 22 ноября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Апология просвещения
Награды за популяризацию науки вручили в третий раз
Премию «Просветитель» основал фонд «Династия», учрежденный бывшим владельцем «Вымпелкома» Дмитрием Зиминым. Фонд занимается поддержкой науки и образования, а премия создана для поощрения популяризации научных знаний. На вопрос, зачем это ему надо, Дмитрий Зимин ответил: «Я делаю это из гедонистических соображений. Мне нравится общаться с умными людьми. Интеллект -- это очень большая ценность. Интеллект служит всему миру, неважно, где находится его носитель. Поэтому поддерживать развитие интеллекта -- самое лучшее из того, что можно делать». На вопрос, как, по его мнению, соотносится интеллект и бизнес, Зимин ответил, что если не понимать под бизнесом сращение госструктур с бандитизмом, то это почти синонимы. Без интеллекта успешного бизнеса быть не может.
Эта беседа происходила в фойе Театрального центра на Страстном, где в ожидании начала церемонии собралось довольно много носителей интеллекта, журналистов и сочувствующих. Атмосфера складывалась демократичная и праздничная, напоминающая о временах, когда культуру потребляли в основном сотрудники многочисленных НИИ, а тиражи журналов «Наука и жизнь» и «Химия и жизнь» были огромными...
Процесс вручения премий комментировал известный телевизионный ведущий Юрий Вяземский («Умники и умницы»), а вручанты и получанты не стеснялись и произносили речи -- не очень долго, но и не ограничиваясь выкриками в зал афоризмов, к чему сегодня сводится общение с публикой на обычных церемониях. Номинантов представляли, используя достижения современной техники: биографическим слайдфильмом на экране, а от экспериментальной науки представительствовали небольшие роботы с букетами, утепляя и очеловечивая дух и без того ностальгически эмоционального торжества (к организации церемонии приложил руку сопредседатель премии Александр Гаврилов, который теперь занимается «Просветителем» вместе с Александром Архангельским).
Когда премию «Просветитель» вручали в первый раз, то не разбирали, из какой области популяризируют знания, математика и русский язык конкурировали на равных. Тогда победили «Исторические хроники с Николаем Сванидзе». Но уже в 2009 году премию разделили, решив, что ученым-естественникам -- свой приз, гуманитариям -- свой.
Лауреаты 2009-го -- ими стали Григорий Козлов за «Покушение на искусство» и Леонид Пономарев за «Под знаком Кванта» -- вошли в жюри этого года.
На этот раз короткий список увеличился до девяти книг -- в области точных и естественных наук просто не смогли остановиться на четырех обязательных номинантах. К тому же в обход правил, решением главы фонда, в число избранных добавили и книгу покойного Егора Гайдара «Долгое время. Россия в мире: очерки экономической истории» (вот интересно, к какой категории отнесли бы его воспоминания, если бы он, к нашему общему счастью, был бы жив?) Еще одну книгу «Кошки и гены» Павла Бородина добавили члены виртуального Клуба научных журналистов, они следят за конкурсом и вручают свой диплом кому-то из тех, кого обошло жюри.
Жюри этого года в составе Евгения Бунимовича, Антона Носика, Дмитрия Бака, Алексея Семихатова, двух лауреатов, о которых речь шла выше, под председательством академика Юрия Рыжова, выбирало в естественных науках из книг «Рождение сложности» Александра Маркова, «Устройство нашей вселенной» Сергея Рубина, «Путешествия к луне» Владимира Сурдина, «Апология математики» Владимира Успенского, «Герои, злодеи, конформисты отечественной науки» Симона Шноля, а в гуманитарных соревновались «Из заметок о любительской лингвистики» Андрея Зализняка, «1000 лет озарений» Сергея Иванова, «Красное колесо» Александра Солженицына. Опыт прочтения» Андрея Немзера и «Япония. Лики времени» Александра Прасола. Все книги, вошедшие в этот не столько уж и короткий список, будут разосланы за счет фонда в сто пятьдесят российских библиотек, и это и есть основная награда и главная победа.
Что же касается лауреатов, то ими на этот раз стали математик Владимир Успенский и историк Сергей Иванов. Члены жюри не объяснили, почему выбраны именно эти книги, но как можно заметить, в них удачно совместилась занимательность избранного поворота темы, увлекательность и ярко выраженный популяризаторский характер изложения. Очерки об изобретениях писались Сергеем Ивановым для журнала «Итоги» (первого извода, под редакцией Сергея Пархоменко), то были очень популярные среди читателей короткие и действительно занимательные экскурсы в историю. И конечно же, это сочинение куда более соответствует жанру научно-популярной литературы, чем куда более фундаментальные исследования, к примеру, Зализняка или Немзера.
Пафос просветительства буквально пронизывает книгу Владимира Успенского (сокращенный вариант, которой публиковался в журнале «Новый мир») -- автору очень хотелось как можно понятней объяснить читателям, насколько велик и всеобъемлющ мир математики и насколько он логичен и понятен. «Апологию математики», конечно, читать много сложнее, чем книгу Сергея Иванова, хотя она хорошо и ясно написана. Материал, однако, уж больно непривычен, но я горячо рекомендую всем хотя бы попробовать с книгой Успенского познакомиться.
Помимо почета победители получают по 720 тыс. руб., а издательства, выпустившие столь достойные сочинения -- по 130 тыс. Остается сообщить, что книгу Успенского издала «Амфора», а Иванова -- «Вокруг света».
Алена СОЛНЦЕВА