|
|
N°214, 23 ноября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сосновый перебор
Нижегородские арендаторы уверены, что в лесных пожарах виновата не только природа
Как известно, нижегородский регион пострадал от лесных пожаров больше других российских территорий. Спустя три месяца после природной катастрофы власти региона ставят себе в заслугу, что, несмотря на жаркое во всех смыслах лето, «отгрузка товарной продукции» из нижегородских лесов не только не сократилась, но и увеличилась. Арендаторы лесных угодий убеждены: местные расценки по продаже древесины на корню, которые предлагают региональные власти, значительно превышают общероссийские, что делает их бизнес нерентабельным. И обреченно предрекают: «Сгорим еще не раз!»
Летом 2010 года пожары уничтожили 171 тыс. гектаров нижегородских лесов. Восстанавливать будут далеко не все, что сгорело, а примерно половину. «Восстановим рентабельную древесину, а нерентабельные молодые насаждения восстанавливать не будем», -- заявил и.о. заместителя министра экологии и природных ресурсов Нижегородской области Юрий Сычев. Причем, отношение к территориям у власти явно избирательное. Начали работу с деревни Верхняя Верея в Выксунском районе, которая прославилась на всю страну. Верея сгорела дотла, а потому удостоилась особого внимания властей. В частности, премьер-министр Владимир Путин за три месяца побывал в этой точке земного шара трижды. Именно там сейчас усиленно сажают деревья: вдруг премьер нагрянет еще раз и спросит, что сделано для восстановления лесов.
Пожары 2010 года многие сравнивают с пожарами 1972 года. После событий 38-летней давности в регионе снова наступают на старые грабли. Дело в том, что в Нижегородской области наиболее востребованной породой деревьев считается сосна. Достаточно сказать, что так называемая хвойная лесосека (то есть разрешенный для вырубки лесной массив) в регионе составляет порядка 80%. Проблема в том, что сосна больше других пород подвержена пожарам. После пожаров 1972 года лесники не стали обращать внимание на предостережения и стали засаживать огромные сгоревшие территории отлично горящими сосновыми деревьями. Потому что сосна хорошо продается, а береза и липа не очень. В итоге в 2010 году леса полыхали так, будто на стволы плеснули бензином.
Однозначно утверждать, что нынешние пожары ничему не научили нижегородские власти, конечно, нельзя. На подходе -- региональная программа по организации тушения лесных пожаров. Планируется, что в области будет создано три территориальных центра по борьбе с лесными пожарами, которые будут включать районные центры, а те в свою очередь -- центры в лесничествах. С другой стороны, переориентирование с хвойной на лиственную лесосеку требует времени. В следующем году областное правительство планирует создавать питомники по выращиванию лиственных пород деревьев. Но пока вырастят саженцы, пока посадят так называемые смешанные лесные насаждения -- пройдет не один год. До наступления этого светлого времени в нижегородских лесах снова будет доминировать отлично горящая, но и неплохо продаваемая сосна.
Кстати, некоторые специалисты советуют чиновникам вообще не заниматься лесовосстановлением, чтобы не повторять ошибки 1972 года. «Зачем сажать легковоспламеняющуюся сосну, если на месте пожаров рано или поздно вырастет смешанный лес? У нас нет питомников, нет мощностей. Неужели не жалко труда, потраченного на восстановление лесов 38 лет назад?» -- сообщил «Времени новостей» представитель Павловского лесхоза Николай Петухов. Хотя, возможно, у чиновников своя логика. Как это так -- само вырастет? Процессом нужно руководить. Тем более если на лесовосстановление в бюджете заложат миллионы рублей.
Предметом особой гордости чиновников областного правительства является тот факт, что ни одно из нижегородских предприятий по переработке леса не попало в зону пожаров. Даже несмотря на то, что тысячи людей, занятых в лесном бизнесе, были «изъяты из производственного процесса», экономические показатели ничуть не пострадали. Если верить официальной статистике, они даже выросли. С другой стороны, жаркое лето 2010 года скорее всего еще не раз аукнется всем связанным с заготовкой и переработкой леса организациям в будущем. Потому что леса с каждым годом становится значительно меньше. По оценкам специалистов, процесс восстановления нижегородских лесов затянется минимум на десять лет. Причем, это самые оптимистичные оценки. Например, лесной молодняк растет до 40 лет. А спелыми насаждения сосен считаются только после 80 лет. К тому же рентабельность лесных заготовок никто не отменял. Шутка ли -- нижегородские леса на четверть состоят из осины, которую никто не берет. Береза еще находит сбыт, а вот осинники полностью бесперспективны. Всем без исключения подавай сосну. Разрешить это противоречие между безопасностью и экономической целесообразностью пока не удается.
Президент некоммерческого партнерства «Нижегородский лесной комплекс» Юрий Кочубейник считает, что власть переложила все проблемы на плечи арендаторов. Г-н Кочубейник считает, что в Нижегородской области необходимо восстановить институт обходчиков леса, которые могут своевременно обнаруживать мелкие возгорания и незатушенные костры. Власти требуют от арендаторов полностью заниматься лесами, но не дают денег на воспроизводство лесов. Считается, что деньги у арендаторов должны находиться после продажи леса. Арендаторы полагают, что лишних денег у них нет и не предвидится. Но главная проблема -- в самой экономике лесозаготовок.
Договоры аренды, по мнению, Юрия Кочубейника, являются не только кабальными для лесозаготовителей, но и имеют явные признаки коррумпированности чиновников. Высокая арендная плата за пользование лесами не способствует развитию в регионе лесного бизнеса. Так, например, кубометр «древесины на корню» в среднем по России обходится арендаторам от 37 до 42 руб. По информации президента некоммерческого партнерства, в Нижегородской области стоимость кубометра древесины может превышать 200 рублей.
«По ценам за древесину мы уже переплюнули Финляндию!» -- возмущается Юрий Кочубейник. По словам г-на Кочубейника, нижегородский губернатор Валерий Шанцев, познакомившись с ценовой политикой государства в лесном комплексе Нижегородской области, якобы заявил, что заниматься лесным бизнесом в регионе нет смысла. Арендаторы присоединяются к мнению высшего должностного лица региона и просят власти пересмотреть кабальные договоры аренды. «Иначе сгорим еще не раз!» -- прогнозируют представители арендаторов леса.
Сергей АНИСИМОВ, Нижний Новгород