|
|
N°214, 23 ноября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Эпоха "Цзянь" вместо эпохи "Су"
Китай ищет замену российским самолетам и развивает свой аналог ГЛОНАСС
21 ноября в южнокитайском городе Чжухае завершилась восьмая выставка Airshow China 2010 -- самая масштабная за всю историю ее проведения с 1996 года. В ней приняли участие около 600 компаний из 35 стран. Начинался салон не лучшим образом для России -- в день выставки от местных воров пострадали участники сразу трех российских делегаций. Воры, две девушки и пожилой мужчина, похитили у россиян дорогую фотоаппаратуру, барсетки с деньгами и документами. Полиция и служба безопасности выставки уверяли, что воры будут пойманы. Но сделать это так и не удалось.
Не слишком удачно для России развивается и военно-техническое сотрудничество с Китаем: сразу после открытия салона представитель «Рособоронэкспорта» признал, что в военно-техническом сотрудничестве с Китаем акцент в последнее время сместился с поставок готовых изделий на обеспечение послепродажного обслуживания поставленного вооружения и боевой техники. Действительно Китаю за последние 15 лет только самолетов марки «Су» было продано около 280 «Рынок насыщен. Техника имеет гарантийный ресурс. Назначенный срок службы до 30 лет. Мы не можем каждый год поставлять новую технику», -- сказал руководитель делегации госпосредника Сергей Корнев.
Хотя Россия продолжает выполнять контракт по лицензионному производству в Китае 200 истребителей Су-27, поставили 105 комплектов, осталось 95. Возникли некоторые разногласия, сейчас они утрясаются, но контракт 1996 года не приостанавливали. Несмотря на обеспеченность Китая истребителями марки «Су», все же назревает первый российский экспортный контракт на поставку новейших истребителей Су-35. Он может быть подписан до середины 2011 года, сообщил заместитель директора компании «Сухой» и руководитель ее представительства в Пекине, открытого еще в 2005 году, Сергей Сергеев. В прессе в числе основных претендентов на покупку Су-35 назывались Китай, Ливия, и Венесуэла.
Су-35 -- глубоко модернизированный сверхманевренный многофункциональный истребитель поколения "4++". В нем использованы технологии пятого поколения, обеспечивающие превосходство над истребителями аналогичного класса.
При этом «Сухой» опроверг появившиеся в гонконгской прессе сообщения о возобновлении переговоров с Китаем по поставкам палубных истребителей Су- 33. «Мы завершили переговоры по палубной авиации два года назад, и с тех пор больше не возвращались к этой теме», -- рассказал на авиасалоне Сергей Сергеев. Переговоры зашли в тупик из-за разногласий о минимальном размере партии. Да и самолеты эти давно не выпускаются. А в КНР уже появились два типа палубных истребителей. Один из них создан на базе именно Су-33 -- на основе полученного в свое время от Украины прототипа -- самолета Т10К советских времен.
Украина вообще старается закрепиться на китайском рынке вооружений. В 2011 году в Пекине планирует открыть представительство киевский авиационный концерн «Антонов». На выставку в Чжухай украинские авиаторы прилетели на новом Ан-148 (россияне -- общественным авиационным транспортом). Он совершил здесь демонстрационный полет. Этот лайнер создается в сотрудничестве с российскими коллегами. Вместе ведут переговоры с китайскими заказчиками, которые проявляют интерес к Ан-148.
Впервые -- пока на статической стоянке -- был представлен мировой авиационной общественности и новый российско-китайский учебно-тренировочный самолет для первоначального летного обучения Л-7. В России он получил название Як-152. Это детище двух корпораций -- российской "Иркут" и китайской "Хунду". На нем можно обучать как военных летчиков, так и гражданских пилотов. Машина рассчитана на перегрузку до девяти единиц.
Опять же впервые среди всех учебно-тренировочных самолетов данного класса в мире применено катапультное кресло. Еще до конца нынешнего года планируется поднять машину в воздух. По оценкам наших и китайских маркетологов, рынок нового самолета -- несколько тысяч машин. Самолет включен в проект программы вооружений на период до 2020 года для поставки российским ВВС. Его также будут закупать ВВС Китая.
Россия планирует предложить китайским партнерам новый военно-транспортный самолет Ил-476. Его производство разворачивается в Ульяновске. Это будет глубоко модернизированный Ил-76 -- самолет следующего поколения. Параллельно продолжаются консультации по перспективам совместного создания тяжелого транспортного вертолета, но реальных сдвигов в этом проекте пока нет.
Между тем Китай сам становится производителем гражданских самолетов. Создаваемый здесь собственный дальнемагистральный пассажирский лайнер C919 нашел первых заказчиков. Его производитель -- Китайская корпорация коммерческих самолетов COMAC -- подписала на выставке контракт на поставку 100 машин. Среди заказчиков лизинговое подразделением американской General Electric и три крупные китайские авиакомпании. Первый полет C919 намечен на 2016 год. Всего в ближайшие 20 лет COMAC планирует поставить на рынок порядка 2 тыс. Как ожидается, в будущем этот самолет составит конкуренцию самолетам Airbus-320 и Boeing-737.
Кроме того, на авиашоу китайцы показали самолет-амфибию HO-300, совершивший первый полет 10 ноября 2010 года. КНР имеет также свои истребитель «Цзянь-10» (J-10), бомбардировщик «Хун-6» (H-6), истребитель-бомбардировщик «Цзянь-Хун-7» (JH-7) и самолет дальнего радиолокационного предупреждения KJ-200.
На выставке стало известно, что Китай недавно приобрел третий по счету тяжелый вертолет Ми-26ТС и намерен заказать еще одну такую винтокрылую машину. Сейчас выполняются контракты по поставке Китаю вертолетов типа Ми-17, и уже к следующему году российское присутствие в Китае возрастет до 300 с лишним вертолетов. Для обслуживания российской вертолетной техники в Китае в рамках совместного предприятия Sino-Russian Helicopter Service Company создается специальный сервисный центр в городе Циндао.
Московское машиностроительное предприятие имени В.В. Чернышева по ранее подписанным «Рособоронэкспортом» контрактам поставило в Китай 100 авиационных двигателей РД-93. Как было объявлено на выставке, сейчас идет работа по подготовке контракта в рамках второго опциона. Он также предполагает поставку партии из 100 двигателей. Всего Китай планирует приобрести у России не менее 500 таких двигателей.
РД-93 разрабатывался для нового китайского истребителя FC-1, предназначенного главным образом для поставки на экспорт. Значительную часть расходов по разработке этого истребителя (по некоторым данным, до 50%) взял на себя Пакистан, который планирует произвести на своих предприятиях до 250 этих истребителей.
«Рособоронэкспорт» сообщил, что сдвинулась с мертвой точки давняя и болезненная проблема -- Китай заявил в Чжухае о готовности к обсуждению вопросов, связанных с защитой прав на интеллектуальную собственность. «Рособоронэкспорт» планирует провести консультации с китайскими партнерами по этой проблеме в ближайшее время.
Речь идет о нелицензионном копировании КНР российской военной техники, в частности боевых самолетов и автоматов Калашникова. По оценкам экспертов, Россия ежегодно теряет до 6 млрд долл. от поставок за рубеж незапатентованных образцов военной техники. Дискредитируется деловая репутация России как добросовестного партнера.
Китай анонсировал на выставке начало работы по созданию национальной спутниковой навигационной системы «Бэйдоу» второго поколения. По назначению это аналог ГЛОНАСС. В 2012 году новой китайской системой будет охвачен Азиатско-Тихоокеанский регион, к 2020 году, когда группировка навигационных спутников достигнет 30 космических аппаратов, -- весь земной шар. Благодаря «Бэйдоу» Китай стал третьим после США и России государством, использующим собственную систему спутниковой навигации.
Николай ПОРОСКОВ, Чжухай