|
|
N°213, 22 ноября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Энергоидеология
Диалогу России и ЕС о газе десять лет
Сегодня в Брюсселе министр энергетики РФ Сергей Шматко и член Еврокомиссии по энергетике Гюнтер Эттингер проведут юбилейную конференцию по российско-европейскому энергодиалогу и презентуют очередной отчет о проделанной работе за последний год. Десять лет назад председатель Еврокомиссии Романо Проди и президент России Владимир Путин предложили создать такую площадку для обмена мнениями и согласования интересов в сфере энергетики. Но пока сторонам гордиться нечем.
Были лишь противоречия в сфере поставок газа, несколько транзитных войн и рост взаимного недоверия. Лучшая иллюстрация к происходившему: на смену истекшему еще в 2007 году Соглашению о сотрудничестве и партнерстве между Россией и ЕС так и не было подготовлено другого документа, определяющего основы и стратегические цели отношений.
Разногласия в энергетической сфере стали главным препятствием на пути подготовки нового договора Москвы и Брюсселя. Их причина -- диаметрально противоположный подход к вопросам энергоснабжения. Европейцы хотели гарантии предложения в виде доступа к нефтегазовым проектам в России, та требовала подтверждения спроса за счет участия «Газпрома» в сбыте на рынках конечного потребления, они беспокоились о диверсификации источников энергоресурсов, мы предлагали подумать о безопасности транзита.
Обе стороны решали свои политические задачи. Брюссель боролся за расширение своих полномочий и против национального суверенитета стран ЕС в сфере энергетики. Пока не победил, но за счет либерализации рынков газа и электроэнергии получил ряд рычагов влияния. А с воплощением «третьего энергетического пакета» Еврокомиссия может наконец добиться права вето на те или иные проекты с третьими странами. Следующий шаг -- получение мандата от национальных правительств на выстраивание обязательной общеевропейской энергетической политики, включая отношения с поставщиками. Об этом говорится в новом проекте энергостратегии ЕС, представленной еврокомиссаром Гюнтером Эттингером в начале ноября.
Россия тоже не отставала, на волне ценового ралли на рынках углеводородов объявив себя энергетической сверхдержавой и начав претворять в жизнь концепцию ресурсного национализма. Транзитные войны с Украиной и отчасти с Белоруссией, казалось бы, довершили картину новой реальности, но тут случился глобальный экономический кризис, и стало понятно, что трансформации только начинаются. К десятой годовщине энергодиалога, который вроде зашел в тупик, этот формат может вновь оказаться востребованным и единственным эффективным средством пройти эпоху перемен к взаимной выгоде.
В России, прежде всего в «Газпроме», созрело понимание того, что с растущим влиянием Брюсселя в энергетической сфере придется считаться и договоренностей в двустороннем режиме с отдельными странами уже недостаточно. Но и у Еврокомиссии по мере получения новых властных полномочий растет ответственность за принимаемые долгосрочные решения. В этих условиях лично «толкнуть» дополнительный объем российского газа в Китай и другие страны АТР в надежде на экономически неэффективные и политически непредсказуемые источники поставок было бы достаточно опрометчиво с точки зрения глобальной конкуренции ЕС за лидерство.
А угроза такая существует. Энергодиалог России с Китаем развивается в последнее время гораздо динамичнее, чем с Брюсселем. К примеру, российский вице-премьер по ТЭК Игорь Сечин не смог или не захотел принять недавнее приглашение г-на Эттингера принять участие в однодневной брюссельской конференции. Совпадение это или нет, но он остался в Москве, чтобы плотнее поработать в рамках диалога с китайцами, который вчера стартовал в столице России с приездом заместителя премьера Госсовета КНР Ван Цишаня.
Сегодня же начинается трехдневный рабочий визит главы китайского Госсовета Вэнь Цзябао, в ходе которого темы сотрудничества в энергетике будут основополагающими. В частности, планируется первый раунд переговоров о стоимости газа после того, как в сентябре в рамках визита Дмитрия Медведева в Китай «Газпром» с CNPC подписали расширенные условия поставок и договорились перейти к финальной стадии коммерческих переговоров по цене.
Зампред правления «Газпрома» Александр Медведев объяснял тогда, что сторонам удалось уменьшить разногласия по цене более чем на 60 долл., и он смотрит с оптимизмом на выполнение задачи подписать контракт на поставку 30 млрд кубометров газа в год с месторождений Западной Сибири (та же ресурсная база, что и у Европы) к лету 2011 года. Впрочем, договориться с Китаем о выгодной цене будет непросто. В конце прошлой недели заместитель заведующего международным отделом Государственного энергетического управления КНР Гу Цзюнь заявила, что «разница в цене, предлагаемой сторонами, еще значительна» и составляет около 100 долл. за тысячу кубометров. Но если Москва не будет видеть более привлекательного рынка для своего газа в Европе, то сближение ценовых позиций пойдет веселее. В итоге Брюссель вместо того, чтобы снизить цену на российский газ себе, добьется скидки на него для конкурента в лице Китая.
Впрочем, и у Еврокомиссии есть фетиш, которым она уже много лет собирается компенсировать отказ от новых объемов российского газа -- Каспий, а именно Азербайджан и Туркменистан. Причем именно вместе. Переговоры с ними идут не первый год. Баку, подбадриваемый «Газпромом» закупками по европейским ценам, активно торгуется с европейцами по условиям поставок. Туркменский газ на пути в ЕС должен преодолеть Каспий.
В конце прошлой недели на саммите глав прикаспийских государств в Баку президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов заявил, что строительство трубопроводов по дну моря должно быть делом только тех стран, на чьих участках оно ведется. А российский лидер Дмитрий Медведев там же подчеркнул, что все чувствительные проекты могут быть реализованы только на основе консенсуса всех пяти государств. То есть, во-первых, газопроводы не будут строиться, пока статус Каспия не урегулирован, во-вторых, Москва подпишет только такой вариант договора, который будет отвечать ее интересам (а Транскаспийский проект явно им не соответствует) и не потерпит вмешательства в каспийские дела третьих сил (намек на Брюссель и Вашингтон).
Туркменская сторона, правда, поняла итоги бакинского саммита по-своему. Вице-премьер правительства Баймурад Ходжамухамедов сообщил в пятницу Reuters, что Ашхабад добился поддержки своей позиции по Транскаспию и «страна может поставлять в Европу до 40 млрд кубометров газа»: «Пусть Европа не беспокоится».
Алексей ГРИВАЧ