|
|
N°157, 29 августа 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Жертва вождя
Арестованного экс-министра обороны Туркмении разбил паралич
«Помогите нам, сообщите всем, что у нас в Туркменистане творится ужасный беспредел, это хуже, чем 37-й год». С этих слов начал свой рассказ позвонивший вчера в газету «Время новостей» из Ашхабада сотрудник генеральной прокуратуры Туркмении. «Я хочу, чтобы все знали, -- рассказывает он, -- кроме самого высокого начальства, никто в моем ведомстве уже не в состоянии терпеть террор, развязанный Ниязовым». Пойти на такой необычный шаг чиновника заставили издевательства, которым в стенах его ведомства подвергается один из самых, по его словам, уважаемых людей в стране, бывший вице-премьер и министр обороны Батыр Сарджаев.
Его арестовали 5 августа, накануне начала работы халк маслахаты (Народного совета) Туркмении, и предъявили обвинение в «нечистых делах в железнодорожной отрасли». Именно так высказался президент Ниязов на заседании туркменского правительства 4 июля, что и стало основанием для преследования 57-летнего Сарджаева, который долгие годы считался в Туркмении успешным управленцем. С 1993 года в качестве вице-премьера он курировал нефтегазовый, а затем оборонный комплекс, в 1999 году Ниязов бросил его на спасение от развала туркменской армии. Батыр Сарджаев тогда стал первым гражданским министром обороны в СНГ.
Начисто лишенный политических амбиций, Сарджаев заткнул, насколько это было возможно в туркменских условиях, и «армейские дыры». А в прошлом году Туркменбаши потребовал от него навести порядок на железных дорогах страны. И вот теперь от бывшего вице-премьера требуют признания вины в закупках по завышенной цене, по 1,5 млн долларов, трех тепловозов на Украине, в то время как их «реальная цена» -- 900 тыс. долларов. Сарджаев категорически опровергает обвинения, поскольку тепловозы приобретались с 1999 по 2001 год, еще до его назначения начальником управления «Туркмендемиреллары» (железных дорог). Кроме того, обвинения смехотворны еще и потому, говорит наш собеседник, что все сделки свыше 1 млн долларов совершаются в стране только с личного разрешения самого вождя.
23 августа очередной допрос закончился для Батыра Сарджаева инсультом, у него парализована правая половина лица. Как рассказывает наш туркменский источник, генеральный прокурор Туркмении Курбанбиби Атаджанова, испугавшись случившегося, запретила подчиненным сообщать кому-либо как о состоянии бывшего коллеги по правительству, так и о том, каким маршрутом возят на допросы Сарджаева в генпрокуратуру из СИЗО комитета национальной безопасности (КНБ). Главный «блюститель законности» в Туркмении, утверждает ее подчиненный, очень боится, что о происходящем в ее ведомстве узнают представители международных организаций в Ашхабаде.
Сотрудник генпрокуратуры рассказал также газете «Время новостей», что Туркменбаши уже лично определил срок, к которому должен быть приговорен экс-министр обороны, -- 12 лет заключения. Кроме того, он утверждает, что скоро должен начаться суд над 20 бывшими сотрудниками КНБ, но только пятерым генпрокуратура смогла предъявить доказательства их «преступных деяний» -- остальные невиновны. «Но я знаю, что президент приказал всех их осудить», -- сказал наш ашхабадский собеседник.
Помимо этого 27 августа 50 офицеров дорожной полиции Туркмении, уволенные с работы в связи с передачей функций ГАИ министерству обороны, попытались добиться приема у своего бывшего шефа, министра МВД Какабаева. Их не подпустили даже к зданию министерства, объяснив, что указ Туркменбаши обжалованию не подлежит. Офицеры, которым теперь нечем кормить свои многодетные семьи, по нашим сведениям, готовы искать справедливости в рядах туркменской оппозиции.
Аркадий ДУБНОВ