|
|
N°217, 26 ноября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Политики и эксперты комментируют проект европейской энергостратегии
Координатор энергетической политики фракции ХДС/ХСС (г-н Эттингер является членом этого партийного альянса) в бундестаге Томас БАРАЙС:
-- Энергетическая стратегия до 2020 года расставляет важные вехи для энергоснабжения будущего. Комиссии удалось с помощью комплексного подхода обозначить огромные энергополитические вызовы. В первую очередь необходимый объем инвестиций в размере 1 трлн евро на ближайшие десять лет демонстрирует масштабность задач, стоящих перед внутренним рынком энергии стран ЕС.
Стратегия ЕС определяет пять важнейших приоритетных направлений и конкретные мероприятия по их реализации. Комиссар по вопросам энергетики Гюнтер Эттингер совершенно справедливо пояснил, что наша энергетическая инфраструктура является ключом к реализации всех наших целей в области энергетической политики. Это в первую очередь касается наших амбициозных целей в сфере расширения использования возобновляемых источников энергии. Без расширения сетей не сможет наступить век возобновляемых энергий. С этим сопряжены, конечно, масштабные затраты, с которыми мы столкнемся. В этом случае на бизнес и политиков ложится одинаковая ответственность, которая побуждает нас позаботиться о большем одобрении наших планов со стороны населения.
Федеральное правительство Германии с помощью принятой недавно национальной энергетической концепции до 2050 года указало путь в век возобновляемых энергий на основе надежного, чистого и экономичного энергоснабжения. Энергостратегия до 2020 года определяет общеевропейские рамки этого процесса и закладывает для него надлежащую основу. В качестве следующих шагов в декабре планируется совещание министров энергетики стран ЕС, которые обсудят стратегию на заседании Энергетического совета; в феврале 2011 года эти вопросы будут находиться в центре внимания саммита глав государств и правительств стран ЕС. Весной 2011-го на основе этого будут представлены первые законодательные инициативы.
Спикер по вопросам энергетической политики Свободной демократической партии в Европейском парламенте Йорго ХАЦИМАРКАКИС:
-- Новые стандарты энергоэффективности не должны вести к дополнительной бюрократической нагрузке на индустрию. План повышения энергетической эффективности в ЕС является правильным и своевременным. Европейские предприятия уже сейчас переводят свое производство в экономически для них более выгодные и бюрократически менее зарегулированные регионы. Поэтому и в сфере энергетики нельзя усиливать давление бюрократического пресса. Слишком высокие экологические стандарты и обязательные цели энергетических показателей ведут не к чистому производству в Европе, а к банкротству мелких и средних предприятий. Центральным вопросом являются интенсивные инвестиции в сети. Здесь необходимо рассмотрение вопросов приоритетности субсидий. Лишь таким образом европейский внутренний рынок энергии может наконец приобрести реальные очертания.
Председатель фракции «Зеленые» -- Европейский свободный альянс» в Европарламенте Ребекка ХАРМС:
-- Комиссар Эттингер продемонстрировал явную приверженность атомной энергетике. Стратегия базируется на неверных анализах, в ней предпринята попытка снижения роли энергоэффективности и возобновляемых энергий для европейской энергетической отрасли. Обнародованный документ не содержит решений для снижения зависимости Европы от ископаемых энергоносителей.
Немецкий комиссар подтверждает владычество на рынке энергии небольшого числа крупных энергопоставщиков. Четырем немецким энергогигантам не придется опасаться с его стороны инициатив по прекращению этой вредной рыночной концентрации. Цену этого будут оплачивать потребители. Вместо этого комиссар пытается «продать» нам атомную энергетику в качестве блага для граждан. При этом он не только игнорирует массовые протесты против этой формы энергии в Германии, но и проявляет полную индифферентность в отношении проблем безопасности и затрат, связанных с атомной энергетикой, а также до сих пор нерешенных проблем захоронения отработанного ядерного топлива. Это в чистом виде лоббирование интересов крупных производителей энергии.
Спикер по вопросам индустриальной политики фракции «Зеленые» -- Европейский свободный альянс» в Европарламенте Райнхард БЮТИКОФЕР:
-- Комиссия хотя и обещает энергетическую эффективность и сбережение энергии, но «гвозди» господина Эттингера оказываются без «шляпок». Тот, кто на самом деле хочет добиться энергоэффективности, должен позаботиться о том, чтобы были намечены обязательные для всех шаги. Еврокомиссия, напротив, действует по принципу: много тумана и много ожиданий. Комиссия даже игнорирует собственный анализ, согласно которому в ближайшие десять лет 65% инвестиций в производство электроэнергии должно быть направлено на расширение возобновляемых источников энергии. В документах это завуалировано, но суть для нас очевидна: комиссар Эттингер предпринимает попытку атаки против успешной немецкой системы субсидирования возобновляемого электричества. Ее он намерен принести в жертву призрачной цели европейской гармонизации. Это было бы бюрократическо-централистским подходом, контрпродуктивным с точки зрения экологии. Против этого мы обещаем организовать сопротивление.
Председатель германского Федерального союза энергетического и водного хозяйства Хильдегард МЮЛЛЕР:
-- Немецкая энергетика однозначно приветствует проект Энергетической стратегии ЕС. Отрадно, что Еврокомиссия наряду с такими важными темами, как энергоэффективность, возобновляемые энергии и расширение сетей, придает большое значение природному газу и комбинированному производству электроэнергии и тепла. Этого энергетической отрасли однозначно недостает в энергетической концепции федерального правительства Германии. Благодаря стратегии Европейской комиссии у меня появилась надежда, что будут инициированы новые импульсы для дискуссии в Германии относительно потенциала природного газа и комбинированного производства электроэнергии и тепла.
Главный директор Института энергетики и финансов Владимир ФЕЙГИН:
-- Новый документ Еврокомиссии -- это программа «новой энергетической политики» (НЭП) Евросоюза, в которой выделены ключевые приоритеты, включая энергоэффективность, построение интегрированных энергетических рынков, повышение безопасности поставок энергии, развитие инновационных технологий, усиление взаимоотношений с внешними партнерами ЕС в энергетике.
Приоритеты, выраженные в общей форме, достаточно адекватны и не противоречат развитию взаимодействия РФ и ЕС в энергетике. Более того, многие из этих задач интересны для нас, и здесь возможен обмен полезным опытом, а другие задачи, как представляется, не могут быть эффективно решены в ЕС без такого взаимодействия.
Но при более внимательном взгляде вырисовываются серьезные противоречия НЭП. По сути, без какого-то технико-экономического или даже технологического обоснования в качестве высшего долгосрочного приоритета выдвигается задача декарбонизации энергетики ЕС к 2050 году со снижением выбросов парниковых газов на 80--95% от современного уровня. Эта задача, если она ставится серьезно, означает отказ от масштабного использования углеводородов и радикальный переход на новые основы энергетики в целом. При этом в НЭП признается, что и более ранние, также директивные указания типа повышения энергоэффективности на 20% к 2020 году выполнены не будут. Признается также, что ключевая технология, которая должна сыграть роль волшебного средства для резкого снижения выбросов парниковых газов, -- технология улавливания и хранения углерода -- на сегодня не является экономически эффективной, и в документе только ставится вопрос о том, что для ее реализации потребуется (пока в неясных масштабах и при неопределенных затратах) создание новой трубопроводной инфраструктуры -- системы транспортировки углекислого газа.
После обозначившейся в декабре прошлого года в Копенгагене невозможности достичь глобального соглашения о резком снижении выбросов к 2050 году и в условиях продолжающегося серьезного экономического кризиса включение в программный документ ЕС столь радикальных целевых установок носит во многом идеологический характер, но при этом способно оказать негативное влияние на оценки перспектив наших отношений, ставя под сомнение то, что на рынке ЕС обеспечивается «безопасность спроса».
В документе выражается тревога, что на уровне 2020 года в мире может обозначиться нехватка предложения нефти, и поэтому содержится призыв к снижению ее потребления. С этим можно соглашаться или нет, но общепризнано, что подобные тревоги не должны распространяться на природный газ, запасы которого достаточно велики, а экологические качества бесспорны. На этот счет в документе содержится следующая констатация: «Если поставки будут стабильны, то природный газ будет продолжать играть ключевую роль в энергоснабжении ЕС в предстоящем периоде и газ может повысить свое значение, служа в качестве резервного топлива для «переменной электрогенерации» (имеется в виду выработка электроэнергии на основе возобновляемых источников, которые во многих случаях работают с нестабильной нагрузкой. -- А.Г.)». Достаточно ли такой констатации без сколь-нибудь ясных количественных оценок (их, по сути, в новом документе нет) и при очевидном противоречии этих заявлений целям декарбонизации, сказать пока трудно.
Авторы обещают, что в близкой перспективе последуют новые разработки. Кроме того, недавно было объявлено, что работа над стратегией до 2050 года будет вестись Евросоюзом совместно с российскими экспертами.
|