Время новостей
     N°212, 19 ноября 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.11.2010
Бюджет курил
Правительство готовится к балансированию расходов и доходов казны в условиях падения цен на нефть
Вчера Госдума приняла бюджет-2011 во втором чтении. Между тем Министерство финансов готовится купировать негативное влияние на бюджет возможных ценовых шоков на мировых сырьевых рынках с помощью повышения фискальной нагрузки на бизнес. В первую очередь будет рассматриваться увеличение косвенных налогов -- налога на добавленную стоимость и акцизов, прежде всего на алкоголь и табак. Эксперты советуют обратить больше внимания на схемы налоговой оптимизации с использованием офшорных компаний.

Федеральный бюджет в ближайшие годы будет дефицитным, несмотря на все многочисленные решения по повышению различных налогов, страховых взносов, акцизов и прочей фискальной нагрузки. В планах правительства полностью сбалансировать доходы с расходами намечено к 2015 году. Однако директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Илья Трунин предупреждает о вполне вероятном в ближайшее время падении цен на нефть, что даже в виде кратковременного шока способно оказать самое негативное воздействие на государственные финансы. А директор Института экономики РАН Руслан Гринберг напоминает, что некоторые известные мировые экономисты уверены -- кризиса у нас еще не было.

Бюджетный дефицит в этом году в России, возможно, будет меньше показателей, заложенных в закон о бюджете, «но не в два раза», предупредил г-н Трунин. Связано это с тем, что расходы декабря как обычно оказываются в разы выше, чем в предыдущие месяцы.

В следующем году уже в любом случае закончится стабилизационный фонд, напоминает ведущий научный сотрудник института «Центр развития» ГУ-ВШЭ Андрей Чернявский. Для финансирования дефицита бюджета государство будет вынуждено выйти на внутренний рынок. Свободных средств на нем хватит в лучшем случае на 2011 год. В 2012--2013 годах найти их там будет сложно. Государство отправится на внешний финансовый рынок. А заимствования там равнозначны повышению налогового бремени на будущие поколения, напомнил известную сентенцию г-н Трунин.

Борьба с бюджетным дефицитом не должна превращаться в фетиш, убежден Руслан Гринберг. По его мнению, «здоровая экономика допускает дефицит в размере 3--4% ВВП». Илья Трунин с этим не согласился: «Мы не можем долго жить с дефицитом бюджета. У нас нет резервной валюты, а доходы государства сильно зависят от конъюнктуры сырьевых рынков. С макроэкономической точки зрения для нас могут оказаться очень опасны даже кратковременные ценовые шоки».

Чтобы заблаговременно подготовиться к тяжелым временам, экономисты советуют правительству подумать над повышением налоговых сборов. Заведующий лабораторией бюджетной политики Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара Илья Соколов обращает внимание на господствующую в мире тенденцию на увеличение косвенных налогов и сокращение прямых. Связано это с тем, что эластичность косвенных налогов гораздо выше, чем прямых, которые реагируют на изменение экономической ситуации непосредственно.

Министерство финансов придерживается такой же точки зрения. Илья Трунин подтвердил, что, если ситуация станет критической, Минфин будет предлагать повышать косвенные налоги -- НДС и акцизы. Повышение НДС неизбежно приведет к ухудшению администрирования этого налога, предупредил г-н Соколов. Но г-н Трунин заверил, что в качестве первоочередного шага реформа НДС не рассматривается. По его словам, возможны еще большие темпы повышения акцизов на табачные изделия, чем те, что предусматриваются в соответствующем законопроекте, который сейчас внесен в Думу. «Резервы повышения косвенных налогов остаются в области крепкого алкоголя», -- убежден чиновник.

«Опасно сажать бюджет на табачную и алкогольную иглу, повышая соответствующие акцизы. Борьба с этими вредными привычками имеет важное социальное значение. Поэтому государству, собирая больше доходов с алкоголя и табака, придется параллельно увеличивать расходы на реабилитацию, например, больных алкоголизмом», -- считает эксперт Центра экономических и политических исследований Алексей Мельников.

Еще одним возможным способом наполнения госказны Руслан Гринберг считает реформу подоходного налога. «Наша страна еще пока не заслуживает плоской шкалы налогообложения личных доходов. Она, конечно, должна быть прогрессивной, хотя бы с двумя-тремя градациями», -- заявил глава Института экономики. Он обратил внимание, что «личные доходы 4% немцев обеспечивают 40% доходов федерального бюджета Германии».

Однако повышение налогового бремени не может пройти безболезненно для экономики, напомнил Андрей Чернявский. По оценкам Международного валютного фонда, бюджетная консолидация, сочетающая увеличение доходов и сокращение госрасходов, в пределах 1% ВВП, сокращает рост ВВП на 0,5 процентных пункта. Однако если речь идет лишь о росте налоговой нагрузки без сокращения расходов, то цена для экономического роста увеличивается до 1,3 процентных пункта. Повышение же страховых взносов с 2011 года изымает из экономики 1,4% ВВП. В ГУ-ВШЭ проанализировали показатели макроэкономического прогноза, на которых основан бюджет на 2011--2013 годы, и с учетом отрицательных мультипликаторов выяснили, что «в 2011 году темпы роста сократятся на 3,1 процентных пунктов, в 2012-м -- на 9 процентных пунктов». «Увеличение страховых взносов может сократить темпы экономического роста и поставить под угрозу всю макроэкономическую конструкцию, в том числе и бюджет», -- предупредил г-н Чернявский.

Тем не менее он считает повышение налогового бремени неизбежным. Однако затрагивать оно должно не весь бизнес, а те сектора, где есть конъюнктурные доходы. Например, металлургию, для которой г-н Чернявский предложил ввести что-то вроде налога на добычу полезных ископаемых в нефтяном секторе, который зависит от мировых цен. В том, что сырьевые компании должны платить больше, чем сейчас, убежден и г-н Гринберг. Алексей Мельников также согласился с тем, что «в добывающем секторе существуют резервы» для дополнительного налогообложения.

Один из основных источников дополнительных доходов для бюджета экономисты видят в сужении сферы применения различных схем налоговой оптимизации с использованием офшорных компаний. Для улучшения налогового администрирования руководитель компании экспертного консультирования «НЕОКОН» Михаил Хазин предлагает установить правило, при котором любая деятельность, связанная с недвижимостью, землей, сырьем, должна осуществляться исключительно российскими компаниями. Особенно неприемлемым г-н Мельников считает положение, когда офшорные схемы применяют компании, которые пользуются государственной поддержкой. Бороться с офшорами нельзя иначе, кроме как с помощью контроля над трансфертным ценообразованием, заметил г-н Трунин. Соответствующий законопроект в феврале этого года принят Госдумой в первом чтении.

Однако прежде чем начинать борьбу с офшорами, г-н Мельников предлагает «создать условия для инвестирования в стране» (см. «Время новостей» от 12 ноября). В качестве одного из вариантов экономист назвал «уход от НДПИ к соглашениям о разделе продукции (СРП)». По его мнению, проекты, осуществляемые на условиях СРП на месторождениях «Сахалин-1», «Сахалин-2» и на Харьяге в Ненецком округе, показывают очень хорошие результаты. По мнению экономиста, расширение практики СРП в сырьевом секторе, хотя бы на новых месторождениях или там, где добыча прекращена, «позволит создать дополнительные доходы для бюджета в будущем». Другим специальным налоговым режимом могут служить соглашения о концессиях, в которые могли бы передаваться объекты государственной собственности. Такой вариант мог бы стать альтернативой приватизации.

Объективная ситуация такова, что доходы бюджета от нефти и газа будут падать, предупредил Михаил Хазин. Цены на эти сырьевые товары вполне реально могут рухнуть в ближайшие полгода-год. «И мы останемся без штанов, -- сказал эксперт. -- Бюджет должен быть готовым к такому сценарию развития ситуации. Для этого надо применять более жесткие налоговые режимы к сырьевым секторам и более мягкие к тем, кто в принципе вывести прибыль из страны не может». Прежде всего это относится к малому и среднему бизнесу.

С созданием особых условий для малого и среднего бизнеса не согласились участники Пенсионного форума, проходившего в Москве в третий раз 16 ноября. Там считают, что льготные ставки страховых взносов для предпринимателей должны компенсироваться внебюджетным фондам из федерального бюджета. «Поддержка малого и среднего бизнеса в рамках налоговой политики осуществляется в той мере, в какой возможно, -- прокомментировал эти инициативы Илья Трунин. -- Бюджет компенсирует внебюджетным фондам льготы ряда категорий граждан (военнослужащих, неработающих. -- Ред.). Но на всех бюджета не хватит». «Страховые взносы, конечно, можно пытаться увеличивать сколько угодно, -- продолжил г-н Хазин. -- Но большинство нормальных предприятий старается их не платить».

Если правительство собирается повышать налоги, то ему придется проводить работу по сокращению расходов, особенно в сфере управления, убежден г-н Мельников. По его словам, «это психологически важно», даже если не даст существенной экономии для бюджета. Хотя проводить бюджетную консолидацию за счет сокращения расходов вряд ли получится, признают эксперты. «Эффективность расходов невысока, ее надо повышать. Но нынешняя политическая элита выросла на коррупционных схемах. Отказаться от них они не смогут. Пока у нас есть деньги, так как растут цены на нефть. Но растут они исключительно потому, что американцы ускоренными темпами печатают доллары», -- заявил г-н Хазин.

Проект бюджета на 2011--2013 годы с учетом инфляции предполагает стабилизацию расходов. Но они по-прежнему остаются очень высокими. И ожидать их ощутимого сокращения нереально, соглашается Илья Соколов. «Государство набрало столько социальных обязательств, что отказаться от них трудно. Социальные и военные расходы зажимают все остальные. В итоге сжимаются трансферты регионам, расходы на экономику, на здравоохранение», -- возмущается г-н Чернявский.

Илья Соколов, напротив, считает, что снижать расходы федерального бюджета надо в первую очередь за счет сокращения трансфертов в регионы. Они должны сами учиться зарабатывать. И у них для этого есть огромный потенциал. Прежде всего речь идет о налогообложении недвижимости. «Даже в Москве 92% земли относится к неразграниченной собственности, менее 1% находится в частной собственности, около 5% -- в федеральной и соответственно около 1% -- в городской», -- обращает внимание эксперт.

Правительство также связывает большие надежды на пополнение казны с введением налога на недвижимость. Предполагалось, что он должен был заработать уже с 2011 года. Однако с его установлением возникли трудности, вызванные проблемой формирования единой базы данных объектов недвижимости. «Ее нет и еще долго не будет», -- честно признал г-н Трунин. Пока учет земли и объектов недвижимости ведется раздельно. И самое трудное -- совместить эти две базы. Илья Трунин напомнил, что многие специалисты уверены -- ввести налог на недвижимость, который бы объединял землю со строениями, стоящими на ней, можно только после проведения аэрофотосъемки.

По мнению Михаила Хазина, нужно вводить «высокий налог на недвижимость -- до 5% от коммерческой стоимости». Это позволит снизить стоимость недвижимости, провести реструктуризацию этой сферы и вернуть инвестиции в строительство.

Андрей СУСАРОВ