Сегодня в Баку состоится третий саммит прикаспийских государств. Президенты Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркмении соберутся, чтобы подписать соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспии. Не исключено, что в Баку будет объявлено о создании организации каспийского экономического сотрудничества. Обе эти идеи родились не так давно -- гораздо позже, чем состоялся первый саммит прикаспийской пятерки в апреле 2002 года.
Тот саммит в Ашхабаде закончился фиаско. Покойный ныне президент Туркмении Сапармурат Ниязов, обсуждая спорную проблему раздела между двумя странами каспийских нефтяных месторождений с также уже покинувшим наш мир президентом Азербайджана Гейдаром Алиевым, сказал: «На Каспии запахло кровью». Сегодня, когда к власти в Баку и Ашхабаде пришли другие, более молодые лидеры, им удалось сгладить острые углы противоречий. Хотя спор из-за трех месторождений по-прежнему не разрешен -- более того, туркменское руководство грозило обратиться за помощью в международные инстанции.
Тем не менее спустя пять лет после ашхабадского саммита каспийской пятерке удалось договориться о новой встрече. В октябре 2007 года второй саммит состоялся в Тегеране. Провести его в иранской столице уже на следующий год после Ашхабада стороны договаривались еще в 2002-м, но не вышло. Да и в Тегеране могло бы не получиться, однако тогдашнему президенту России Владимиру Путину было нужно найти возможность провести переговоры с президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом. Российский президент совместил тогда свое участие в саммите с официальным визитом в Тегеран.
Единственным заметным результатом второго саммита стало зафиксированное в его итоговой декларации ключевое положение о недопустимости использования акватории Каспия и территории прикаспийских государств третьими странами в военных целях. Скорее всего это положение будет подтверждено и в соглашении, готовящемся к подписанию в Баку.
О главной же цели начавшихся еще в середине 1990-х годов переговоров между дипломатами пяти государств о разделе Каспия, или, говоря юридическим языком, выработке конвенции о правовом статусе Каспия, ни в Ашхабаде, ни в Тегеране, по сути, серьезно не говорили. Эта проблема оказалась неразрешимой из-за диаметрально противоположных подходов сторон. Если Иран настаивал и продолжает настаивать на так называемом справедливом разделе моря на пять равных частей, то с этим не согласны его соседи, которые в этом случае должны будут уступить часть своей акватории.
И хотя уже второй десяток лет продолжает работу над проектом конвенции спецгруппа на уровне замминистра иностранных дел пяти государств, оптимизмом на этот счет дипломаты уже давно не делятся. Многие эксперты полагают, что окончательно определять правовой статус Каспия сегодня большинству из членов каспийской пятерки не слишком выгодно, ведь ссылки на его отсутствие могут быть использованы в качестве аргумента против строительства газо- и нефтепроводов по каспийскому дну.
В Баку, как и всегда в ходе подобных саммитов, «на полях» состоятся двусторонние встречи президентов. Среди них вызывает интерес рандеву президентов Казахстана и Туркмении -- Нурсултана Назарбаева и Гурбангулы Бердымухамедова. От его результатов зависит перспектива участия туркменского лидера в другом, более важном саммите Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в Астане 1--2 декабря.
Как стало известно «Времени новостей» из информированных дипломатических источников в Европе, г-н Бердымухамедов еще не дал согласия на поездку в Астану. Более того, он склонен проигнорировать это мероприятие. Президент Туркмении недоволен тем, что усилия, предпринятые Ашхабадом по блокированию доступа туркменских диссидентов и активистов гражданского общества на обзорные конференции ОБСЕ, состоявшиеся недавно в Варшаве и Вене, оказались успешными лишь частично. Если в Варшаве благодаря казахстанскому председательству это сделать удалось, то через пару недель в Вене верность традициям ОБСЕ удалось соблюсти только в результате вмешательства генсека организации.
Возможный афронт г-на Бердымухамедова по отношению к саммиту в Астане связан с тем, что там накануне его работы состоится параллельная конференция активистов гражданских обществ из стран -- членов ОБСЕ
(см «Время новостей» от 9 ноября), среди которых могут оказаться туркменские представители. Очевидно, президент Туркмении считает невозможным одновременное вместе с собой присутствие в Астане тех своих соотечественников, которые имеют отличный от него взгляд на будущее своей страны.
Казахстанское руководство серьезно обеспокоено возможностью туркменского бойкота астанинского саммита. 12 ноября в Ашхабад с неожиданным визитом прибыл вице-министр иностранных дел Казахстана Кайрат Сарыбай. Его попытка разрешить этот деликатный вопрос, похоже, не увенчалась успехом. В сообщении казахстанского официоза о его переговорах говорилось лишь об обсуждении повестки дня саммита ОБСЕ. Туркменская сторона об этом вообще не упомянула. Теперь в Астане уповают на личную встречу президента Назарбаева с его туркменским коллегой.