|
|
N°211, 18 ноября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
К 100-летию Октября
Появление полноценного Единого экономического пространства откладывается до 2017 года
На вчерашнем заседании правительства премьер-министр РФ Владимир Путин призвал кабинет министров ускорить подготовку к ратификации документов, касающихся создания Единого экономического пространства (ЕЭП), чтобы дать возможность Белоруссии легально поставить вопрос об отказе во взимании экспортных пошлин на энергоносители. Г-н Путин напомнил, что ратификация всего пакета соглашений о создании ЕЭП должна состояться не позднее 1 января 2012 года. Вместе с тем, как заявил премьер, у России "есть договоренность с нашими партнерами, прежде всего с белорусскими партнерами, что если ратификация будет раньше 1 января 2012 года, мы соответствующим образом отреагируем" в энергетической сфере, "имея в виду применение или неприменение вывозных таможенных пошлин на ряд товаров, в том числе в сфере энергетики". "Прошу переговорную команду исходить из этого и дать возможность белорусским партнерам ратифицировать документы как можно быстрее, сделать все от нас зависящее для этого", -- сказал г-н Путин.
Между тем в самом российском правительстве ориентиром для создания полноценного Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана называют 2017 год. Совпадения со 100-летием Октябрьской революции организаторы процесса не опасаются. Тем более, как показывает предыдущий опыт разного рода интеграционных проектов на постсоветском пространстве, прогнозируемые сроки никакого отношения к реальному процессу объединения не имеют. Хотя формально ЕЭП должно появиться на свет 1 января 2012 года, изначально оно будет действовать с большим количеством изъятий. Переходный период как раз и должен закончиться к 2017 году, утверждают в Министерстве экономического развития. Никакой уверенности в том, что страны -- участницы проекта уложатся в эти сроки, нет.
Документы о создании ЕЭП должны быть подписаны в ближайшие полтора месяца, до конца 2010 года. Первые соглашения могут быть подписаны уже в эту пятницу, 19 ноября, когда главы правительств России, Белоруссии и Казахстана съедутся на Межгоссовет стран ЕврАзЭС в Санкт-Петербург. В наибольшей степени готовности находятся соглашения по миграционной политике и техрегулированию.
В преддверии Межгоссовета стран ЕврАзЭС Минэкономразвития вынесло проекты соглашений на публичное обсуждение. Во вторник прошло совещание с членами Российского бюро промышленников и предпринимателей. Бизнесменов убеждали, что для них создание единого пространства будет очень выгодным, ведь размеры экономик трех стран несравнимы. Например, во взаимной торговле на двусторонние отношения Белоруссии и Казахстана приходится всего 1,05%. Остальные 99% -- это торговля с Россией.
По словам главы экспертного совета общественной организации «Деловая Россия» Антона Данилова-Данильяна, воздействие на российскую экономику должно быть благотворным, но даже если вдруг белорусские и казахские компании окажутся более конкурентоспособными, то это, во-первых, станет мощным стимулом для развития наших компаний, а во-вторых, подтолкнет их к покупке конкурентов.
Перспективы здесь действительно широкие. По словам директора департамента торговых переговоров МЭРа Максима Медведкова, сейчас идет обсуждение совместного плана приватизации. С учетом того, что в России только в 2,6% акционерных обществ контрольный пакет принадлежит государству, а в Белоруссии таких АО -- 87%, российским компаниям есть куда стремиться. Впрочем, собравшиеся бизнесмены ни в открытой, ни в закрытой части совещания особой тревоги не проявляли. Вопросы, задаваемые министру экономического развития Эльвире Набиуллиной в закрытой части, были связаны с присоединением к другой уважаемой организации -- ВТО и с увеличением пошлин на нефтепродукты.
По словам директора департамента формирования ЕЭП Минэкономразвития Филиппа Габунии, всего подготовлено порядка десяти соглашений по четырем направлениям. Это макроблок, включающий соглашения по макроэкономической и валютной политике, а также по финансовым рынкам. Блок соглашений по инфраструктурным монополиям, регулирующий в том числе рынки нефти, газа и электроэнергии. Блок миграционных соглашений и блок регулирующих документов, включающий в себя правила по техническому регулированию, проведению госзакупок и развитию конкуренции.
Как рассказала министр экономического развития Эльвира Набиуллина, валютный союз в рамках создания ЕЭП пока не обсуждается. Как пояснил г-н Габуния, по этому вопросу продвинуться не удается. Видимо, еще свежи в памяти многолетние безрезультатные попытки ввести единую валюту в рамках союзного государства России и Белоруссии. Но предлагается ввести обязательные общие сценарные условия наподобие тех правил, что принимал Евросоюз. Так, размер дефицита бюджета в странах ЕЭП не должен превышать 3% ВВП, размер госдолга -- 50%, а уровень инфляции не может быть выше 5% от страны с наименьшим уровнем роста цен. Как полагает г-н Данилов-Данильян, это правильный, но труднореализуемый шаг. «Как только наступили трудные времена, ЕС сразу наплевал на Маастрихтские соглашения и относительно уровня бюджетной задолженности, и соотношения долга к ВВП и предельных колебаний валютных курсов. И наши лидеры, безусловно, предпочтут национальные интересы союзническим», -- полагает он.
По словам Максима Медведкова, все соглашения, связанные с субсидиями в промышленности и сельском хозяйстве, полностью соответствуют нормам ВТО. И со временем уйдут в прошлое. Первыми будут запрещены импортозамещающие субсидии и субсидии поддержки экспорта. Они будут полностью запрещены в течение переходного периода. У России на сегодняшний день есть, по его словам, семь-восемь программ подобных субсидий, в том числе поддержка автопрома, лизинга сельхозтехники, льготы по уплате импортных пошлин и другие. Во вторую группу входят субсидии, которые потенциально могут оказывать искажающее влияние на торговлю, или так называемые специфические субсидии, предоставляемые предприятиям или их группам. «Мы сможем их применять до 2012 года, далее решение будет принимать комиссия Таможенного союза», -- отметил г-н Медведков. Через шесть лет объем сельхозсубсидий не должен будет превышать 10% от валового продукта в сельском хозяйстве каждой страны.
К третьей группе субсидий относятся те, которые не оказывают искажающего влияния на торговлю, в частности, субсидии малому и среднему бизнесу или НИОКР. Хотя для управления ЕЭП не планируется создание специального органа, руководством будет заниматься уже существующая комиссия Таможенного союза, для решения споров будет создан особый суд. Правда, признал г-н Медведков, пока нет общего мнения, что делать с выявленной незаконной субсидией. Россия настаивает, что деньги должны пойти в бюджет пострадавшей страны, а коллеги по цеху -- что вернуться в бюджет государства, которое эту субсидию выдало.
«Минэкономразвития говорит об отмене субсидий, но при этом не называет инструментов, которыми можно адекватно заменить прямую поддержку и помочь хорошим производителям решить проблемы с выходом на рынки и нехваткой ликвидности, -- отмечает старший менеджер отдела проектного финансирования компании «Грант Торнтон» Денис Назаров. -- Во всех европейских странах существуют финансовые институты, в частности экспортно-кредитные агентства, которые предоставляют кредиты на льготных условиях на покупку продукции своих промышленных производителей. И эти финансовые институты создавались государством или с участием государства. В России существует госкорпорация «Внешэкономбанк», которая создавалась в том числе и для этих целей. Но программа поддержки экспорта и льготного кредитования так и не заработала в нужном объеме».
Вера СИТНИНА