|
|
N°210, 17 ноября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Обаяние чисел
В Москву привезли выставку Мартина Крида
Работы одного из самых интересных и обсуждаемых британских художников последнего десятилетия, лауреата Turner prize, престижнейшей награды Великобритании в области современного искусства (настолько значительной, что за ее присуждением на Туманном Альбионе пристально следят даже таблоиды), можно теперь увидеть в Московском музее современного искусства. Выставка носит название «Числа», что отражает не только формальный параметр творчества шотландца -- все его работы имеют сквозную нумерацию, но и его сущностный характер, лаконичный и емкий.
Одно из самых ценных свойств Крида заключается в его демократичности. Его искусство доступно, зрелищно и весьма иронично. Его работы только наполовину инсталляции и перфомансы, также это еще и прекрасные аттракционы, не менее эффектные, чем в эпоху площадных забав, но гораздо более парадоксальные и интерактивные. Например, в одном из самых знаменитых его произведений под №850 профессиональные легкоатлеты каждые 30 секунд пробегали сквозь просторные залы галереи Тейт. Цикличность, градация, итерация, Крид регулярно и чрезвычайно сноровисто обращается с этими приемами, приглашая с помощью такой математичной техники по-новому взглянуть на привычные пространства и комбинации объектов в этих пространствах. Эта свежесть взгляда, которой Крид индуцирует каждого своего зрителя, позволяет сделать небольшие, но важные наблюдения: увидеть, как гвозди, вбитые в пустую стену в порядке увеличения их размера, рождают пространственный ритм, коробки, сложенные в пирамиду, -- объем. Реальность, в которой мы существуем, пронизана самыми неожиданными, но тем не менее закономерными связями между различными объектами, и, сооружая из привычных предметов непривычные конфигурации, Крид помогает обнаружить эти закономерности и тем самым существенно расширить границы привычного восприятия.
Самая же знаменитая работа художника -- №227 The Lights Going On and Off («Включение и выключение света»), та, за которую он и удостоился Turner prize, представляет собой просторную белую комнату, в которой беспрерывно гаснет, а потом вновь зажигается свет. В свое время буйные коллеги Крида даже забрасывали эту комнату яйцами, декларируя свой протест против присуждения ему премии и отказываясь считать работу шотландца искусством. И все же эта процессуальность, это наглядное движение материи позволяет получить уникальный культурный опыт -- стать очевидцем художественного процесса и проследить рождение произведения в реальном времени. При этом Криду крайне чужд пафос творца (даже свою первую работу он назвал №3, потому что посчитал, что начинать с №1 было бы слишком претенциозно). Личное отношение к своей творческой деятельности он продемонстрировал весьма самокритичной метафорой -- серией коротких роликов, в которых люди произвольно вызывают у себя рвоту в белоснежных галерейных пространствах.
Крид не прячет свои симпатичные идеи слишком глубоко, не изощряется в символике и материалах, он крайне неравнодушен и к атмосфере на своих выставках. Отсюда и записи смеха, раздающегося по всему выставочному пространству, залы, заполненные надувными шарами и похожие оттого на детские комнаты, неоновые надписи don't worry на стенах. И если нередко встречи с contemporary art оставляют в недоумении, то после осмотра выставки Мартина Крида можно рассчитывать как минимум на улыбку.
Егор ПЕТРОВ