|
|
N°210, 17 ноября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Русское кино как тема для разговоров
В Варшаве завершился 4-й фестиваль «Спутник»
Русское кино в Польше показывают уже четвертый год и все с большим размахом -- на этот раз привезли аж 160 картин. Выглядит же фестиваль по-рабочему скромно, если не считать торжественного открытия с речами официальных лиц. Организаторы стараются привезти авторов конкурсных картин, устроить несколько дискуссий, но в основном просто показывают фильмы и очень гордятся, когда у касс собираются очереди. Дворец культуры и науки -- высотное здание, подаренное Сталиным братскому народу и поэтому едва не снесенное после обретения независимости, -- только снаружи кажется величественным и парадным. Внутри, в «Кинотеке», где в нескольких залах с утра до ночи крутят русское кино разного возраста, обстановка совсем не богатая -- и кресла неновые, и экран, да и оборудование не отличаются современным высоким качеством. И делается фестиваль силами небольшой команды из трех-четырех человек. Тем не менее задачи перед «Спутником» стоят весьма амбициозные. После двух недель в Варшаве «Спутник» пролетит еще над 29 городами Польши -- с десятком современных картин из основного конкурса. Все это время русское кино активно обсуждается в прессе и является модной темой для разговоров. Похоже, что скоро российское кино в Польше будут знать лучше, чем на родине. Во всяком случае, многие из режиссеров, представлявших свои фильмы на фестивале, очень удивлялись подготовленности аудитории и ее энтузиазму.
Главный приз фестиваля в этом году получила картина Андрея Хржановского «Полторы комнаты» об Иосифе Бродском -- ее приехали представить сам режиссер и актер Сергей Юрский, сыгравший отца поэта. Второе место досталось фильму так и не успевшего получить польскую визу Сергея Снежкина «Похороните меня под плинтусом» -- и тут выбор жюри совпал с мнением зрителей, отдавших ему приз зрительских симпатий, и решением партнера фестиваля -- телеканала «Война и мир», который тоже счел его достойным своего приза 3 тыс. евро. Третье место получил «Я» молодого режиссера Игоря Волошина.
Странным образом все награды отошли к картинам, в которых действие происходит в советский период. Председатель жюри известный польский кинорежиссер Анджей Жулавски объяснил это тем, что полякам это время лучше знакомо и по-родственному близко. В целом же, сказал он, уровень программы показался довольно высоким и он был бы рад, если б программа польских фильмов на весеннем фестивале «Висла» в Москве произвела столь же сильное впечатление, что, по его мнению, вряд ли возможно. В Польше, считает он, денег на такое кино, как фильм о Бродском, получить бы не удалось. Потрясающе, что в России это случилось. Было бы грустно, добавил он, если на будущий год подобной программы не будет, а он слышал, что в российском кино сейчас начинается не вполне благоприятный период. Впрочем, на вопрос, заметил ли он в конкурсной программе присутствие нового поколения режиссеров, ведь наградили они в основном фильмы, снятые представителями старой, еще советской школы, пан Жулавски ответил отрицательно. Никакого единства нового поколения он не обнаружил, хотя некоторые фильмы, не вошедшие в число награжденных, например «Овсянки» Алексея Федорченко, ему тоже очень понравились. Разве что «ужасный», по его мнению, фильм «Москва, я люблю тебя» продемонстрировал, что новые режиссеры падки на гламур и деньги. Кстати, зрители как раз выделили этот фильм -- он стал кассовым лидером фестиваля, на него заранее записывались, и все были уверены, что именно он будет показан на закрытии как лучший по версии публики. Но приз зрительских симпатий все-таки достался Снежкину.
Однако главное в этом фестивале все-таки не награды, а то, что на российские фильмы в Варшаве ходят зрители. Более всего народа собирают новые фильмы, однако для проката их покупают мало, это невыгодно, цены у свежих картин высокие, а массовый зритель все же предпочитает известные всему свету марки и идет на американское кино. Польские фильмы тоже не пользуются на родине особым успехом, хотя в последнее время внимания к ним больше после таких успешных картин, как «Реверс» -- кстати, награжденный и у нас, на ММКФ в программе «Перспективы».
Некоторые даже утверждают, что интерес к национальному кино возрос после появления «Спутника» -- большое количество самых разнообразных картин восточных соседей снова сделали кино модным.
Вызывает ли новое кино интерес к собственно России? Российские связи стали главным козырем начинающего политика Петра Скульски -- в этом году он зарегистрирован в качестве кандидата на должность президента Варшавы (у них это так называется), выборы которого состоятся через месяц. Муж директора фестиваля Малгожаты Шляговска-Скульски и глава Европейского рекламного агентства Петр Скульски уверен, что Польше гораздо выгоднее дружить с Россией, чем с Западом. Судя по всему, эта тема сегодня действительно является актуальной.
Вокруг фестиваля российского кино в Польше, естественно, собираются именно те люди, которые выбрали русскую культуру и русский язык как свой приоритет. Они переживают, если наша страна выглядит не слишком приглядно. Как, например, в фильме Алексея Балабанова «Груз 200». Одна из девушек-журналистов, помогающих проводить фестиваль, сказала мне даже, что было бы хорошо, если бы, снимая кино, режиссеры думали о том, какой увидят Россию другие. Я удивила ее вопросом, не этой ли селекцией положительных впечатлений занималась советская власть, которую они ненавидят. Такой поворот ее озадачил -- в своем желании показать Россию привлекательной эти молодые люди вполне готовы стать пропагандистами.
Вообще же на фестивале в Польше охотно смотрят самые разные фильмы. Тот же «Груз 200» был одним из немногих, успешно прошедших в прокате. Новый фильм Балабанова «Кочегар» должны были показать в конкурсе этого года, но в последний момент его забрали в Берлин. Хотя на «Спутнике» в этом году была сделана ретроспектива фильмов Алексея Балабанова -- начиная с «Замка»... Это третья персональная выставка достижений российских режиссеров: первой удостоился Никита Михалков, второй -- Карен Шахназаров. На будущий год надеются показать фильмы Павла Лунгина.
Несмотря на то что организаторы уверены -- публика хочет видеть именно самые новые фильмы, на «Спутнике» всегда показывают и классику. В этот раз главным героем классической программы стал Сергей Параджанов. Его фильмы, включая давно забытого «Первого парня» и «Украинскую рапсодию», пользовались успехом и у молодых зрителей, и у тех, кто хотел вспомнить свои прежние впечатления. Показ фильмов одного из самых оригинальных советских режиссеров сопровождался и выставкой фотографий, и демонстрацией документальных картин о нем. Показали хорошо известный уже фильм «Опасно свободный человек» Романа Ширмана, давний фильм Романа Балаяна «Ночь в музее Параджанова», но самым неожиданным стал показ не вошедших в окончательную версию фильма «Вкус граната» материалов, смонтированных Левоном Григоряном, бывшим на этой картине ассистентом Параджанова, -- «Воспоминание о Саят-Нове».
Негативы фильма оказались найдены в 90-е годы при ревизии студии «Арменфильм». Левон Григорян рассказывает, что сам факт их сохранности был чудом -- в советское время пленки, укрепленные большим количеством серебра, после съемок отправляли в переработку для извлечения драгоценного металла. Кто спрятал пленки Параджанова, сейчас уже не узнаешь, но все они сохранились. Фильм снимался практически без сценария, а потом был подвергнут серьезной цензуре, вплоть до того, что монтировать его поручили другому режиссеру -- Сергею Юткевичу. Григорян, надеясь на собственную память, попытался восстановить ту логику, которую вкладывал в фильм Параджанов. Он нашел спонсора (увы, только в Италии), который дал денег на печать копии, просмотрел 65 км пленки (это примерно 22 полнометражных фильма) и нашел те куски, которые не попали в фильм из-за советской цензуры. Из них ему удалось составить несколько новелл, дополнивших сюжет фильма о судьбе поэта Саят-Новы. Это уникальная попытка восстановления замысла не претендует на достоверность документа, поэтому автор и назвал свой фильм «Воспоминанием». Так что в Варшаве зрителей знакомят не только с новым кино, но и показывают раритеты.
Количество программ на «Спутнике» действительно огромно, аппетит у организаторов, похоже, только разыгрывается. Они говорят о необходимости остановиться и не приглашать больше 120 фильмов, но тут же договариваются о том, чтобы сделать постоянной «Варшавскую эйфорию» Андрея Плахова, жалеют о документальной программе, которой не было в этом году, и устраивают встречи киношкол.
Самое удивительное, что весь этот огромный массив собран на довольно скромные средства. До последнего времени помимо личного капитала семьи Скульски фестиваль поддерживали только Фонд кино Польши и немного российское Министерство культуры. В этом году возникли и другие российские деньги, например, «Газпром экспорт» стал главным спонсором. Честно говоря, я была уверена, что это результат государственной политики. Но Малгожата Шляговска-Скульски рассказала, что добилась поддержки «Газпрома» самым что ни на есть частным образом: когда ей не удалось получить внятного ответа с помощью писем и звонков, она просто села в самолет и появилась на пресс-конференции главы компании в качестве журналиста, а уж получив микрофон для вопроса, попросила аудиенции.
Алена СОЛНЦЕВА