|
|
N°209, 16 ноября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«В 1956 году Япония признала, что Южные Курилы принадлежат России»
Во время саммита Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в японском городе Иокогама российский президент Дмитрий Медведев встретился с японским премьер-министром Наото Каном. За две недели до этого российский президент посетил Кунашир -- один из четырех Южно-Курильских островов, российский суверенитет над которыми оспаривает Япония. Та поездка вызвала резкие протесты со стороны Токио. По итогам встречи в Иокогаме министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил: «Поскольку японский премьер-министр вновь выразил сожаление по поводу посещения Дмитрием Медведевым острова Кунашир, президент России подтвердил наши оценки этой ситуации: президент сам принимает решения, какой регион посещать». Глава российской дипломатии подчеркнул: «Это наша территория, так будет и впредь. Надеюсь, японские коллеги будут относиться к этому более адекватно». Об истории проблемы территориального размежевания двух стран «Времени новостей» рассказал Людвиг ЧИЖОВ, занимавший пост посла нашей страны в Японии в 1990--1996 годах.
-- С точки зрения обеспечения безопасности России желательно иметь дружественные отношения с Японией. Эта страна наш сосед на Дальнем Востоке, враг в лице Японии нам не нужен. Россия традиционно заинтересована в развитии деловых связей со Страной восходящего солнца, особенно с учетом задач развития восточных районов страны. Япония остается ключевой азиатской державой, ее международные политические ресурсы велики. Японцы хорошо понимают нашу заинтересованность и выдвигают свои территориальные требования, в той или иной форме увязывая их с развитием политических и экономических отношений.
-- В чем суть российской позиции по проблеме территориального размежевания с Японией?
-- Советско-японская декларация 1956 года, в соответствии с которой были восстановлены двусторонние отношения после второй мировой войны, предусматривает передачу японцам Южно-Курильских островов Шикотан и Хабомаи после заключения мирного договора между двумя странами. Очень важным здесь является слово «передать» -- передать можно только собственную территорию. Таким образом, подписав и ратифицировав декларацию, Япония в договорном порядке признала, что как Шикотан и Хабомаи, так и остальные Южные Курилы принадлежат России.
В дальнейшем СССР и Япония отошли от этой договоренности. Иногда задают вопрос: а готова ли Россия выполнить декларацию 1956 года в ее территориальном аспекте, ведь она была ратифицирована Верховным советом СССР? Ответ может быть такой: декларация 1956 года в равной мере обязательна для России и для Японии. Следует говорить не о готовности России, а о том, готовы ли обе стороны выполнять условия этого документа. Токио от этого отказывается и настаивает на «возвращении» четырех островов. Для нас это неприемлемо -- это отход от декларации и прямая попытка ревизии итогов второй мировой войны. Пойти на это Россия не может.
-- Предпринимались ли усилия по преодолению тупиковой ситуации?
-- Все руководители СССР пытались нормализировать отношения с Японией в контексте территориального размежевания. Никита Хрущев в 1956 году согласился передать Японии два острова, подчеркнув на переговорах с японской делегацией, что это окончательная позиция СССР. Но госсекретарь США Джон Даллес припугнул японцев, что если они договорятся с Москвой на этой основе, то Вашингтон не вернет Японии Окинаву. Тогда-то японцы и заговорили о четырех островах. Подготовка мирного договора застопорилась, а пролонгация в 1960 году японо-американского Договора безопасности, который воспринимался у нас как направленный против СССР, вызвала бурную реакцию тогдашнего советского руководства. За этим последовал отказ Москвы от территориальных положений декларации 1956 года.
В 1972 году, уже во времена Леонида Брежнева, министр иностранных дел СССР Андрей Громыко провел во время визита в Токио осторожный зондаж -- была бы Япония готова вернуться к декларации 1956 года, если СССР подтвердит свои обязательства по этому документу? Ответ Токио был отрицательным. Во время визита в Японию в 1990 году Михаила Горбачева стороны подтвердили наличие нерешенных проблем в области территориального размежевания.
Первый президент России Борис Ельцин в 1993 году в ходе визита в Токио согласился на продолжение переговоров о заключении мирного договора с решением вопроса о принадлежности островов, на которые претендуют японцы. Однако при этом наша позиция о принадлежности островов России осталась неизменной.
-- А попытки японцев приобрести эти острова у России были?
-- Были неофициальные зондажи на эту тему. Мы эту идею отвергли.
Беседовал Андрей ИЛЬЯШЕНКО