|
|
N°208, 15 ноября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Трудное партнерство
Россия и НАТО провели в Варшаве репетицию своего саммита
Завтра в польской столице завершит работу осенняя сессия Парламентской ассамблеи НАТО. Около 300 парламентариев из 28 стран -- членов альянса, а также представители Европейского парламента, ОБСЕ и Совета Европы в различных комиссиях проведут последние согласования перед саммитом Североатлантического альянса 19--20 ноября в Лиссабоне, где должна быть принята стратегическая концепция НАТО. Среди участников сессии -- делегация российской Государственной думы.
Работа сессии проходит в условиях повышенных мер безопасности. Прилегающие к зданию сейма улицы закрыты не только для транспорта, но и для пешеходов. Фотографии журналистов на аккредитациях размещены на обеих сторонах. Но даже и в самих залах парламента вход доступен не везде. Например, заседание, посвященное стратегическому партнерству России и НАТО, проходило в закрытом режиме. На заседании с докладами выступили бывшие министры иностранных дел России и Польши Игорь Иванов и Адам Даниэль Ротфельд. Профессор Ротфельд, который с «группой натовских мудрецов» принимал участие в разработке новой концепции альянса, сказал, что при обсуждении было обращено внимание на то, какое место Россия будет занимать в сотрудничестве НАТО и какие могут быть для этого препятствия. Он подчеркнул «обоюдную нехватку доверия», в очередной раз напомнив: «НАТО не является организацией, которая угрожает России».
Г-н Ротфельд, являющийся также сопредседателем российско-польской Группы по сложным вопросам, назвал «теоретической и вымышленной проблемой» возможное членство России в НАТО. «Россия и не хочет и не может быть в НАТО», -- пояснил он, указав как на одно из препятствий внутреннюю ситуацию в России. Как пример привел «неразрешимый конфликт с Грузией» и «убийства журналистов».
На днях выработкой польской позиции на ноябрьском саммите НАТО в Лиссабоне занимался Совет по национальной безопасности (СНБ) при президенте. Бронислав Коморовский заявил, что Польша удовлетворена проектом новой стратегической концепции НАТО. В его оценке это «оптимальный» документ, подтверждающий фундаментальный принцип НАТО, каким является статья пятая Вашингтонского договора. Документ гарантирует сохранение альянсом равновесия между необходимостью внешних действий и подготовкой к защите стран -- членов альянса. Как известно, пятая статья Вашингтонского договора устанавливает, что военное нападение против одного или нескольких государств НАТО будет рассматриваться как нападение против всего альянса. «В этом Польша была особенно заинтересована», -- подчеркнул Коморовский.
Россия в новой концепции альянса трактуется как «исключительный случай». Альянс намерен с таким «партнером» сотрудничать в борьбе с терроризмом и наркотрафиком, а также в сфере международной безопасности. Варшава всеми силами поддерживает натовские планы создания противоракетной обороны, но выступает против российского участия. «НАТО должно пригласить Россию к диалогу. Но нет необходимости включать Россию в натовский противоракетный щит», -- считает министр национальной обороны Польши Богдан Клих.
Председатель комитета Госдумы по обороне Виктор Заварзин, возглавляющий российскую делегацию, отметил, что участие России в создании общей системы противоракетной обороны -- «не быстро решаемый вопрос, но мы должны уже начать диалог, причем не декларативными заявлениями, а путем совместных действий. По его словам, Россия на саммите в Лиссабоне будет инициировать рассмотрение своего участия в системе ПРО.
Валерий МАСТЕРОВ, Варшава