|
|
N°208, 15 ноября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Струнный марш
«Вивальди-оркестр» Светланы Безродной вернул зрителей к героическим страницам истории
«Триумф победителей» -- так назывался один из номеров новой программы Светланы Безродной и ее «Вивальди-оркестра». Программа «Вальсы из опер и балетов русских композиторов. Старинные русские марши и вальсы» была представлена 12 ноября в Концертном зале им. П.И. Чайковского. «Триумф победителей» -- лишь один из знаковых маршей, прозвучавших в тот вечер наряду с не менее известными -- «Егерским», «Героем», Преображенского и Печерского полков, -- всех маршей, что возвращали нас к страницам давней, но не забытой истории, к страницам героических подвигов и великих побед.
В соединении с роялем и ударными струнный женский оркестр под руководством своего лидера, демонстрируя отменную ансамблевую слаженность, поражал неожиданными темповыми сдвигами и порой парадоксальными нюансировками с резкими перепадами от форте к пиано (фирменный знак Безродной). Струнный женский оркестр преподнес переполненному залу совершенно новое прочтение, казалось бы, так хорошо знакомого всем, хрестоматийно известного музыкального материала, созданного в первооснове для оркестра духового. Более того, именно струнная версия этой априори «духовой музыки» открыла публике новые, неожиданные подтексты авторского замысла, помогла проникнуть во внутренний мир композиторов, в большинстве своем, увы, безвестных.
То же относилось и к вальсовому разделу вечера. В отличие от маршей у вальсов авторы обозначены. «Воспоминание» Арчибальда Джойса и «Лесная сказка» Вильгельма Беккера, «На сопках Манчьжурии» Ильи Шатрова и «Амурские волны» Марка Кюсса, «Орхидея» Василия Андреева и «Березка» Евгения Дрейзена уносили вдаль, в темные аллеи пока не вырубленного вишневого сада, в самое начало прошлого столетия, когда еще не взорванный, не расколовшийся мир уже пульсировал в ожидании надвигающейся катастрофы со всеми ее переделами, изгнаниями и исходами, которым неизменно сопутствовали и утрата родины, и обретение новой любви к ней.
Кроме сугубо профессиональных достижений новая программа «Вивальди-оркестра несет в себе и находки общедуховного, философского уровня. Светлана Безродная подарила своего рода музыкальную летопись нашей истории, вновь и под новым углом заглянула вместе с нами в зеркало общенациональной памяти.
Публика этот посыл поняла и приняла, в финале стоя скандируя в такт аккордом «Прощания славянки», словно подтверждая триумф победителей сложнейшей программы, тех, кто стоял в тот вечер на сцене.
Василий ЖУКОВСКИЙ