Время новостей
     N°209, 16 ноября 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.11.2010
Тренд по фрэшу
Производители и ритейлеры не видят оснований для резкого всплеска цен на продовольствие
Производители сельскохозяйственной продукции и представители торговых сетей призвали россиян не бояться роста цен на продукты питания. Тем более что оснований для их резкого всплеска в ближайшее время пока нет. По крайней мере, их не видят участники бизнес-форума Fresh Food Russia-2010, состоявшегося в конце минувшей недели в Москве. Но дорожать продукты будут неизбежно: в России их элементарно не хватает.

Нынешний год подверг небывалым испытаниям агропромышленный комплекс. «Засуха, охватившая значительную часть регионов страны, безусловно, окажет негативное влияние на рынок продовольствия», -- утверждает представитель Агропромышленного союза России (АПСР) Владимир Тоцкий. Он напомнил, что сгорело 13 млн га посевов. Сборы зерновых составляют 63,4 млн тонн в бункерном весе. После доработки эта цифра уменьшится до 58--59 млн тонн. Сумма ущерба от небывалой жары нашему АПК оценивается правительством в 40 млрд руб. Запрет на экспорт зерна более или менее позволил стабилизировать его стоимость на внутреннем рынке, но несущественно повлиял на розничные цены. «Продовольственный баланс страны будет напряженным», -- сделал вывод г-н Тоцкий.

Особую тревогу вызывает ситуация с гречкой. Последние оценки валового сбора этой культуры в 2010 году составляют 400--450 тыс. тонн. В пересчете на саму крупу это около 300 тыс. тонн. При этом годовые потребности страны оцениваются в 500--600 тыс. тонн.

Происходящий сейчас ускоренный рост цен на молочную продукцию эксперты АПСР связывают с ожиданиями дефицита кормов и вызванного этим снижения надоев. «Мы кормами обеспечим, но рационы будут скорректированы: добавим сахарного жома, жмыха подсолнечника», -- успокоил руководитель группы компаний «Русские фермы», председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко. Если нам не хватит своего молока, Белоруссия поможет. «Батька (президент Белоруссии Александр Лукашенко. -- Ред.) там целенаправленно над этим работает», -- заверил специалист. Но цены на молочные продукты, по его словам, все равно «практически неизбежно» вырастут на 10--15% -- «это факт». Это повышение г-н Даниленко связывает не с ожиданием будущих проблем с кормами, а с результатами рекламирования пользы молока, «в том числе как средства защиты от вредного влияния смога».

Временным в АПСР считают и затишье с ростом цен на мясо. «Все ожидают массового забоя скота, наиболее вероятного в предновогодний период. Это может даже привести к некоторому снижению цен на мясо в праздники, но неизбежно вызовет их всплеск в первой половине 2011 года. «Массового забоя скота не будет», -- призвал не паниковать г-н Даниленко.

В резком росте цен не заинтересовано ни одно из звеньев продовольственной цепочки, убежден председатель комитета Торгово-промышленной палаты по развитию потребительского рынка Александр Борисов. Он напоминает, что в 2000-х годах цена продукта перестала быть ключевым фактором выбора товара на полке магазина. На первое место вышло соотношение цены и качества. С осени 2008 года роль цены вновь стала доминирующей. «В этой ситуации попытка переписать ценники нарушает стабильность рынка. От этого проигрывают все: и производители, у которых деформируется нормальный производственный процесс, и сети из-за появления угрозы затоварки и порчи продуктов, и потребители, вынужденные менять привычный рацион в пользу более дешевых продуктов», -- считает г-н Борисов.

Ускоренный рост цен на продукты питания в России участники рынка объясняют ограниченностью собственного производства. «Тенденция такова, что тренд по фрэшу (такой красивый термин специалисты используют вместо, видимо, по их мнению, неблагозвучного «скоропортящийся») идет только вверх, -- заявил исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Белоновский. -- За последние годы доля продукции фрэш увеличилась в наших сетях вдвое и сейчас составляет до 70--80% оборота. Для поиска свежей продукции наши закупщики бегают по полям, по конкурентам, чтобы увеличить представительство этой продукции на полках. Это касается и молока, и мяса, и овощей, и фруктов».

Ритейлеры винят в этом сельхозпроизводителей. «У нас в стране очень мало производителей продукции фрэш и маленькая конкуренция в этой сфере. В России и в мирное время, -- подчеркнул г-н Белоновский, -- до засухи, не было ни одного вида овощей, которым бы страна себя обеспечивала круглый год, -- ни по огурцам, ни по помидорам, ни даже по картофелю». То же самое, по его словам, относится к мясной и молочной продукции.

Надеяться на помощь государства в развитии сельскохозяйственного производства вряд ли стоит, предупредил член экспертного совета по агропромышленному рынку Госдумы Александр Фомин. «Поддержка отечественного производителя и удержание цен -- взаимоисключающие задачи», -- пояснил эксперт. Единственным рычагом воздействия власти на рынок являются импортные пошлины. «Любые барьеры на пути импорта немедленно вызывают рост цен для потребителя», -- обращает внимание г-н Фомин. «Мы совершенно неконкурентоспособны по сравнению с западными производителями. У них совершенно другая инфраструктура господдержки», -- объясняет Андрей Даниленко.

Производители уверены, что задачу расширения производства сельхозпродукции должны взять на себя торговые сети. «Потому что у них для этого есть интерес и средства, -- убежден председатель совета директоров агрокомбината «Московский» Евгений Сидоров. -- Виноват тот, кто сильнее. Сегодня сильнее сети».

Пока их сил для подъема отечественного производства явно недостаточно, вступился за ритейлеров Александр Борисов. «Сети занимают в продовольственном торговом обороте всего 28%. Сетей мало. Надо, чтобы они занимали доминирующее положение, чтобы их было много, чтобы они дрались за поставщиков», -- убежден эксперт.

Цены на продукты питания будут обязательно расти хотя бы потому, что постоянно увеличиваются тарифы на электричество, газ, бензин, поясняет глава агрокомбината «Московский» Евгений Сидоров. «Только за электричество с нас требуют 700 млн руб. в год, -- пожаловался он. -- Мы решили за 900 млн построить собственную электростанцию». «Чтобы дешевели продукты, тепличные комплексы должны не закрываться, а строиться», -- совершенно логично заявил г-н Сидоров.

Государство даже обвинили в популизме. «Вместо того чтобы сказать потребителю, что по объективным причинам (жара, неурожай) у нас цены на продукты вырастут на 10--15%, государство говорит: нельзя производителям повышать цены», -- возмущается директор по развитию птицефабрики «Роскар» Егор Яковлев.

Андрей СУСАРОВ