На этой неделе, как ожидается, Верховный суд (ВС) РФ рассмотрит кассационные жалобы осужденных по скандальному делу о махинациях с распродажей незаконно изъятых у столичных фирм импортных товаров. Изначально обвинения в его рамках были предъявлены 15 фигурантам -- бизнесменам, сотрудникам милиции и прокуратуры. Однако в июне этого года коллегия присяжных Мосгорсуда оправдала почти половину из них, признав вину только восьмерых. Но и они с приговором не согласились.
На отмене самого вердикта присяжных, что чревато пересмотром всего дела, настаивает лишь один осужденный. Остальные не согласны лишь с назначенным им наказанием, считая его чрезмерно суровым. Но если и эти жалобы будут удовлетворены даже частично, результат всей этой эпопеи окажется весьма скромным по сравнению с разоблачениями, озвученными следствием изначально. Численность самой преступной группы после приговора уменьшилась почти в два раза, а теперь еще и те, чью вину все же удалось доказать, могут получить значительное снисхождение. Даже при том, что к реальным срокам -- от девяти до 13 лет -- были приговорены лишь пятеро. Примечательно, что приговор, по имеющимся сведениям, не устроил не только подсудимых, но и обвинение и потерпевших, которые в результате этой грандиозной аферы, только по официальным данным, потеряли более 551 млн руб. Однако они обжаловать приговор не стали, опасаясь, что и так длившийся почти год процесс затянется до бесконечности и обвиняемые вообще смогут избежать ответственности.
Как уже рассказывала газета «Время новостей» (последний раз -- см. номер от 7 июня), дело о незаконной распродаже конфиската прокуратура Москвы возбудила 30 мая 2007 года на основании материалов проверок ряда других дел, которые расследовали столичные райпрокуратуры. Выяснилось, что милиционеры и прокурорские следователи, входившие в преступную группу, под видом расследования дел о контрабанде незаконно изымали, а затем похищали различные товары (компьютерную и бытовую технику, одежду и т.д.) у фирм, не имевших никакого отношения к контрабандным делам.
Эту грандиозную схему окрестили «товарным рейдерством». По версии следствия, задействовано в ней было не менее 17 человек. Как полагало обвинение, организаторами группы были коммерсанты Роман Чубатов и Борис Лисагор, а в ее состав входили бизнесмены Андрей Стефановский, Алексей Паринов, Артур Чижук и Яков Заяц, бывший прокурор Северо-Западного округа (СЗАО) Валерий Самойлов, прокурор Тушинской межрайпрокуратуры Борис Нерсесян (находится в международном розыске), бывший следователь этой же прокуратуры Павел Кирилин, замначальника ОБЭП -- начальник 3-й оперативно-розыскной части (ОРЧ) УВД по СЗАО Сергей Володин, замначальника ОБЭП -- начальник 1-й ОРЧ Сергей Рябуха, заместители начальника ОБЭП Владимир Лукьянов, Константин Давыдов, Алексей Коренских, старшие оперуполномоченные 1-й ОРЧ Михаил Захаров и Андрей Клинов и эксперт ООО «Экспертиза собственности» Наталья Гегечкори.
По версии прокуратуры, все они «в январе--апреле 2007 года вступили в предварительный сговор, направленный на изъятие и присвоение бытовой и компьютерной техники нескольких компаний -- ООО «Компоненты и системы», ООО «Фазар» и ООО «Гейзер», четко распределив для этого роли. Так, Чубатов отвечал за предоставление и оплату складов для хранения конфиската, расплачивался с посредническими фирмами, через которые он реализовывался. Одной из таких структур, по версии следствия, было ООО «Экон+», которое имело соответствующий договор с Российским фондом федерального имущества (РФФИ). Гендиректор этой компании Алексей Федин по делу проходил свидетелем. Кроме того, как было установлено, в «подчинении» Чубатова находились так называемые «набойщики», которые подыскивали потенциальных жертв.
Лисагор, как признал суд, отвечал за контакты в правоохранительных органах. Именно он находил подходящие уголовные дела, возбужденные по ст. 188 УК РФ (контрабанда) в отношении неустановленных лиц, и договаривался со следователями «установить еще несколько складов, якобы имеющих отношение к этому делу». Затем в дело вступали «набойщики», которые находили фирмы-жертвы, занимающиеся продажей наиболее ликвидной продукции (бытовой и компьютерной техники, дорогими часами и т.д.), просматривая объявления в СМИ и Интернете. Как правило, «набойщики» приходили в компанию под видом покупателей и добывали ее реквизиты и оттиски печатей. После этого изготавливались фальшивые печати, накладные и счета-фактуры, на которых ставились печати фирм-жертв. Эти подделки оперативники ОБЭП подбрасывали на склады, прокурорские работники выносили незаконные постановления о проведении обысков, изъятии товара и его конфискации.
Далее сотрудники Тушинской прокуратуры через знакомого независимого эксперта ООО «Экспертиза собственности» проводили оценку конфискованного товара, в заключениях которого его цена занижалась в разы. На основании этого заключения следователь, «не устанавливая обстоятельств, при которых это имущество было ввезено в Россию, не предъявляя никому обвинения, не допрашивая, не истребовав документы», выносил незаконное постановление о реализации изъятого товара по «заведомо заниженной стоимости» и «направлял постановление для исполнения в РФФИ». После этого конфискат отгружался на склады ООО «Стелс», гендиректором которого являлся Чубатов, оттуда распродавался торговым компаниям по всей стране, и участники аферы делили выручку. Суд установил, что обыски фирм и вывоз товара проводились ударными темпами, иногда круглосуточно, и под надзором Чубатова и Лисагора. Когда все это вскрылось, все контрабандные дела, благодаря которым проводились махинации, были признаны сфальсифицированными и закрыты, а ограбленные бизнесмены признаны потерпевшими.
Примечательно, что продавался похищенный товар, как оказалось, в том числе и через компанию Ultra Electronics -- одного из крупнейших на тот момент ритейлеров компьютерного рынка России. Вскоре же после начала этого расследования у фирмы начались проблемы с поставщиками и кредиторами, и она прекратила существование.
Всем участникам махинации были предъявлены обвинения в мошенничестве. Чубатову и Лисагору вменили также организацию преступного сообщества (ОПС), а Самойлову, Нерсесяну, Кирилину, Володину, Давыдову и Коренских -- участие в нем. Всех правоохранителей также обвинили в должностных преступлениях. Все обвиняемые, кроме г-жи Гегечкори, не только не признавали вину, но и отказались от дачи показаний. Правда, уже на суде Чижук, Лукьянов, Стефановский, Паринов и Рябуха все же признали частично вину.
Дело рассматривалось с участием присяжных, но в закрытом режиме, поскольку часть материалов была засекречена. И вердикт оказался довольно неожиданным. Организатором ОПС был признан лишь прокурор СЗАО Самойлов, а Чубатов, Лисагор и Коренских -- простыми членами этого сообщества. Следователь Кирилин, предприниматель Чижук, а также милиционеры Рябуха и Лукьянов были признаны виновными в мошенничестве и превышении полномочий. Остальные -- предприниматели Стефановский и Паринов, милиционеры Володин, Давыдов, Захаров и Клинов и эксперт Гегечкори -- были полностью оправданы «в связи с недоказанностью». При этом присяжные посчитали, что и виновные заслуживают снисхождения.
«Закон против товарных рейдеров, подписанный 22 апреля президентом, поставил заслон этому позорному явлению, определил уголовную ответственность для оценщиков, являющихся одним из ключевых звеньев рейдерской группы, а также установил, что реализация вещдоков по уголовным делам может осуществляться только с согласия владельца либо по решению суда, -- сказал гендиректор «КиС» Сергей Цыбаков. -- Решение по этому делу должно стать важным свидетельством того, что борьба с коррупцией в правоохранительных структурах идет не только на бумаге, и понятие «товарное рейдерство» навсегда уйдет из нашей практики как кошмарное прошлое. До сих пор остается неразрешенным вопрос о компенсации ущерба потерпевшим компаниям, а это сотни миллионов рублей. Даже ту незначительную часть, полученную злоумышленниками от реализации товара через РФФИ, с большим трудом и задержками удалось вернуть в процессе следствия, но это не более 10%».
Стоит отметить, что это уголовное дело положило начало целому ряду расследований других таких афер. Так, на прошлой неделе в суде началось слушание дела в отношении бывшего следователя прокуратуры ЦАО Москвы Сергея Костерева. По версии следствия, он фальсифицировал несколько дел о контрабанде, на основании которых у трех крупных компаний был незаконно изъят и распродан товар на общую сумму 456 млн руб. Кроме этого, как стало известно «Времени новостей», московское управление СКП недавно возбудило еще два уголовных дела по товарному рейдерству.
Причем г-н Чубатов фигурирует и в другом громком деле -- о хищении крупной партии мобильных телефонов у компании «Евросеть». В ходе расследования было установлено, что часть арестованного сотрудниками МВД и ФСБ якобы контрабандного товара была распродана через его фирму «Стелс».