Время новостей
     N°208, 15 ноября 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.11.2010
Долгая дорога к общему дому
Через несколько дней исполнится ровно 20 лет с момента подписания главами стран Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) Парижской хартии для новой Европы, провозгласившей «наступление эпохи демократии, мира и единства» в Европе. Саммит СБСЕ в Париже развил концепцию «общего европейского дома», которая была выдвинута Горбачевым в конце 1980-х годов, в развернутую программу строительства единой и неделимой безопасности от Ванкувера до Владивостока, основанную на общих демократических ценностях и интересах. Идея создания сообщества безопасности, объединяющего государства в регионе Евро-Атлантики и Евразии, имеет шансы приобрести реальные очертания в контексте саммита ОБСЕ в Астане 1--2 декабря.

ОБСЕ является крупнейшей в мире региональной структурой в сфере безопасности, в работе которой участвуют 56 государств Северного полушария. Обязательства, принятые в рамках ОБСЕ в военно-политической, экономико-экологической и гуманитарной областях, представляют собой основу, на которой должно строиться будущее евроатлантическое и евроазиатское сообщество безопасности.

Эта встреча, проводящаяся по инициативе казахстанского председательства ОБСЕ, станет первым саммитом организации за последние 11 лет и первой встречей подобного уровня в Центральной Азии -- регионе, к которому все больше приковано внимание мирового сообщества, в том числе из-за ситуации в Афганистане. Сам факт, что государства -- участники ОБСЕ смогли достичь консенсуса по вопросу о проведении саммита, имеет важное символическое и практическое значение. Встреча на высшем уровне способна вдохнуть новую жизнь в организацию и тем самым повысить политическое влияние ОБСЕ через обновление ее механизмов. Вместе с тем это станет возможным лишь при условии проявления ясной политической воли и конструктивной вовлеченности ключевых игроков. Эффективность любой организации, включая ОБСЕ, определяется в первую очередь готовностью ее участников сделать ее таковой.

Активную роль Российской Федерации в работе в рамках ОБСЕ сложно переоценить. Советский Союз, а затем и Россия всегда выступали в поддержку Хельсинкского процесса и центральной роли СБСЕ/ОБСЕ в обеспечении европейской безопасности. Подписание Парижской хартии в 1990 году стало возможным благодаря стремлению государств евроатлантического пространства, в первую очередь СССР и стран Запада, по-новому взглянуть на будущее Европы и окончательно закрыть главу «холодной войны». Накануне парижского саммита были подписаны знаковые документы по экономико-экологическому и человеческому измерению в Бонне и Копенгагене; 22 государства -- участника СБСЕ, входящих в НАТО и Организацию Варшавского договора, подписали Договор об обычных вооруженных силах в Европе; в ноябре 1990 года все государства СБСЕ приняли Венский документ по мерам укрепления доверия и безопасности, предусматривающий повышение военной транспарентности его участников; 12 сентября 1990 года в Москве состоялось подписание Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии.

События начала 90-х -- распад СССР и вспыхнувшие на постсоветском пространстве конфликты; дезинтеграция Югославии, сопровождавшаяся невиданным со времен второй мировой войны кровопролитием, -- во многом сказались на выборе путей укрепления европейской безопасности. Главной тенденцией стало создание не единого «общего европейского дома», а строительство множества отдельных домиков, различных по своей архитектуре и внутреннему интерьеру и зачастую с подозрением относящихся друг к другу.

В итоге «парижское видение» Европы как неделимого пространства безопасности по-прежнему остается целью, а не реальностью. Принятые на себя государствами обязательства в области человеческого измерения выполняются не полностью или селективно. Затяжные конфликты остаются поводом для серьезного беспокойства, а раскол по Грузии все еще не преодолен. Не до конца ясны перспективы процесса контроля над обычными вооружениями. Дефицит доверия между государствами и организациями, действующими на континенте, усугубляется различным восприятием угроз безопасности. Все это затрудняет поиск общих ответов на новые трансграничные угрозы и кризисные ситуации как внутри пространства ОБСЕ, так и проистекающие из соседних с ним регионов.

Возлагавшиеся на ОБСЕ ожидания, в том числе и в России, оправдались лишь частично. Это можно объяснить. Во многих отношениях ОБСЕ стала заложником тех процессов, которые происходили в Европе, и в отношениях между Россией и Западом на переломе XXI века. Тем не менее именно ОБСЕ стала первой международной структурой, откликнувшейся на инициативу президента Медведева о развертывании широкой стратегической дискуссии о настоящем и будущем европейской безопасности. Предложение России сыграло роль катализатора возрождения общеевропейского диалога. В ходе запущенного в ОБСЕ процесса Корфу обсуждались все аспекты безопасности -- как «жесткой», так и «мягкой», а также возможные пути решения имеющихся проблем. До конкретных результатов еще далеко, тем не менее диалог в рамках Корфу способствовал улучшению атмосферы в ОБСЕ, лучшему пониманию позиций и озабоченностей друг друга, восстановлению утраченного духа доверия. Удалось приблизиться к следующей стадии -- перейти от выявления проблем к согласованию конкретных путей их решения.

Разумеется, оживление внутри ОБСЕ не могло произойти без позитивных внешних изменений. Перезагрузка в отношениях между Москвой и Вашингтоном, подписание Россией и США Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений, шаги по пути восстановления партнерства между Россией и НАТО, расширение диалога между Россией и Европейским союзом, подвижки, пусть и небольшие, по вопросу обновления Венского документа 1999 года о мерах укрепления доверия и безопасности позволяют надеяться, что дискуссии на предстоящем саммите ОБСЕ в Астане будут вестись не по правилам «игры с нулевым результатом», а в духе сотрудничества и конструктивного компромисса.

Астанинская встреча в верхах станет логическим продолжением дискуссий по безопасности, которые пройдут в рамках саммитов НАТО и Совета Россия--НАТО в Лиссабоне, а также внесет вклад в создание конструктивной атмосферы на саммите Россия--ЕС в декабре в Брюсселе. Решения, которые будут приниматься в Астане, должны способствовать сопряжению усилий всех основных игроков на пространстве от Ванкувера до Владивостока -- государств и организаций -- над решением главной задачи укрепления безопасности и выработки единой стратегии противодействия общим вызовам и угрозам.

Саммит ОБСЕ в Астане дает нам реальный шанс вновь приступить к строительству «общего европейского дома», причем не с чистого листа. Солидный фундамент, заложенный в 1975 году в Хельсинки и в 1990 году в Париже, у нас имеется. За последние десятилетия этот фундамент несколько расшатался и подвергся коррозии, в том числе из-за отсутствия надлежащего внимания на высшем уровне. На саммите в Астане нам выпал шанс не только укрепить эту опору в интересах всех жильцов «общеевропейского дома», но и заняться возведением его этажей. Новый дом должен не только быть устойчивым к внутренним потрясениям, но и способным противостоять внешним воздействиям. Для его строительства потребуется четкий план. Хочется надеяться, что саммит в Астане позволит основным архитекторам согласовать такой план и сделать решительный шаг вперед.

Марк Перрен де БРИШАМБО, генеральный секретарь Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе