|
|
N°207, 12 ноября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Маруся" в "Формуле"
В Королевских гонках появилась российская команда
Россия продолжает активное наступление на «Формулу-1». Вслед за русским гонщиком Виталием Петровым, собственным Гран-при в Сочи и тестами премьер-министра Владимира Путина за рулем гоночного болида в Королевских гонках появится русская команда с национальным названием. Вчера было объявлено о покупке российской компанией Marussia Motors значительного пакета акций команды «Формулы-1» Virgin Racing. Новая конюшня будет называться Marussia Virgin Racing. Кто конкретно, сколько и на каких условиях заплатил за акции Virgin Racing, так и осталось тайной. Известно только, что проект по созданию российской команды «Формулы-1» задуман и осуществлен шоуменом, автогонщиком, а с недавних пор и генеральным директором первой российской компании по производству спорткаров Николаем Фоменко. Но доподлинно еще неизвестно, под каким флагом -- российским или британским -- новая команда будет выступать со следующего года. Названная в русском духе «Маруся» с прибавлением профильного Motors компания существует с 2007 года и занимается разработкой и строительством спортивных моделей автомобилей, покушаясь на территорию, где хозяйничают «Ламборгини» и «Феррари». Но вряд ли итальянские марки успели почувствовать русскую угрозу. Известность «Маруси» до сих пор не распространялась намного дальше Тверской улицы в Москве, на которой находится шоу-рум компании. Заявить о себе миру через собственную команду в самом престижном автомобильном соревновании -- мощный ход для начинающего автопроизводителя. Ведь и «Феррари» планетарную известность зарабатывала на автодромах.
Как и все связанное с «Формулой-1» и Россией, новость о приобретении «значительного» пакета акций команды Virgin Racing на информационных лентах новостных агентств появилась внезапно, без какой-либо предыстории. Хотя контракт был подписан в Лондоне еще 6 ноября, первые сведения о состоявшейся сделке появились только через несколько дней, когда Николай Фоменко уже прибыл в Абу-Даби, где проходит заключительный этап сезона.
В самых общих деталях сообщалось, что команда получит двойное название Marussia Virgin Racing, и, кроме этого, других сколько-нибудь значительных изменений пока не предвидится. Подготовка новой машины к следующему сезону уже идет полным ходом, и вмешиваться в этот процесс, меняя руководящий и технический персонал, было бы ошибкой. Цвета команды останутся прежними -- красно-черно-белыми. Скорее всего сохранится и действующий состав пилотов -- немец Тимо Глок и бразилец Лукас ди Грасси.
До этого руководство Marussia Motors никак не афишировало своих планов о создании команды. В этом году управляющий всеми делами в «Формуле-1» Экклстоун не принял ни одной заявки от желающих участвовать в чемпионате 2011 года. Во многом из-за разочарования от выступления трех команд-дебютантов этого сезона. Экклстоун даже назвал новичков обузой для «Формулы-1». У каждого из этих коллективов свои организационно-финансовые трудности разной глубины, но итоговый результат для всех один: ноль в графе набранных очков и полная неспособность составить конкуренцию старожилам. Понятно, что у пытающегося держать определенный уровень хозяина «Формулы-1» нет никакого желания плодить подобных «калек». Пусть эти тверже станут на ноги. Или исчезнут совсем. Поэтому для россиян оказалось проще пойти уже проторенной дорожкой и купить действующую команду, чем пытаться создать что-то на голом месте.
Выступающая в «Формуле-1» первый сезон команда Virgin Racing принадлежит британскому предпринимателю Ричарду Брэнсону, чье состояние составляет более 3 млрд фунтов стерлингов. В прошлом году при его спонсорской поддержке «Браун» выиграл Кубок конструкторов, а Дженсон Баттон стал чемпионом. После покупки «Брауна» «Мерседесом» Брэнсон решил создать собственную команду. Но хозяином англичанин оказался скупым. Финансирование команды было одним из самых низких в «Формуле-1» -- 64 млн долл. Начиная с середины сезона, ходили устойчивые слухи о продаже команды. Возможно, появление Marussia Virgin Racing спасло Virgin от гибели.
В четверг в гостинице, расположенной в непосредственной близости от трассы «Яс-Марина», прошла пресс-конференция с участием Николая Фоменко и представителей команды Virgin Racing. Однако и после прозвучавших на ней программных речей ясности больше не стало. Фоменко рассказал, что российская команда в «Формуле-1» -- это всерьез и надолго. Ближайшие цели -- борьба за место в первой десятке через три сезона. Естественно, что в российской команде будут работать русские механики и пилоты. Но Виталию Петрову Marussia Virgin Racing пока обеспечить быструю машину не сможет. А именно это, по мнению Николая, необходимо нашему гонщику, чтобы развиваться дальше.
Спортивный руководитель команды Virgin Racing Джон Бут пояснил, что контракт с Marussia Motors рассчитан на четыре года и речь не идет о полном поглощении одной компании другой. Это скорее сотрудничество, направленное на совместное развитие, и российская сторона рассматривается больше в качестве спонсора. Принципиальный вопрос о «гражданстве» «Маруси» пока остался без ответа. Ведь команда выступает под флагом той страны, федерация которой выдала ей лицензию. Virgin выступала под британским, и захочет ли Брэнсон менять «Юнион Джек» на российский триколор, неизвестно.
Тем не менее еще год назад появление российского гонщика при дворе «королевы автоспорта» казалось несбыточной мечтой. Прошлые неосуществленные проекты автодромов заставили смотреть с сомнением в сторону российских границ даже такого закоренелого оптимиста, как Берни Экклстоун. Все наши попытки пробиться в высшую лигу автоспорта ограничились выступлением под российским флагом команды «Мидланд» в 2006 году.
Тогда это была странная прихоть канадского миллиардера Алекса Шнайдера, рожденного в СССР и имеющего деловые интересы в России. Купив команду у Эдди Джордана, Шнайдер провел помпезную презентацию на Красной площади, пообещал трудоустройство российскому пилоту и безуспешно искал российских спонсоров. Одного сезона ему хватило, чтобы разобраться, куда и на какие деньги он попал, и в конце сезона он продал команду компании «Спайкер». Так что русский след в «Формуле-1» оказался коротким и незапоминающимся: за 18 гонок «Мидланд» не набрала ни одного очка.
А тем временем Королевские гонки в грядущий уикенд закрывают сезон. Второй год подряд в Кубке конструкторов (командное первенство «Формулы-1») побеждает конюшня, ранее никогда не владевшая этим почетным трофеем. Такой мощной новой волны в самом престижном гоночном классе не наблюдалось давно. Пожалуй, подобный приток свежей крови можно сравнить с тем прорывом, что в 70-х годах прошлого века удался молодым McLaren и Williams, потеснившими на олимпе Больших призов традиционных фаворитов. И хорошо, что в то время Берни Экклстоун еще занимался делами только собственной команды «Брэбэм» и не распоряжался судьбами всех участников чемпионата мира. Потому что и McLaren, и Williams не сразу обрели чемпионский статус, но их не определяли в «калеки» после первого же неудачного сезона. Стоит подождать, и, возможно, лет через пять и наша «Маруся» будет на равных бороться с «красными быками» и «серебряными стрелами».
Дмитрий СИТНИК